Форт «Великий Князь Константин»: описание, история, экскурсии, точный адрес

Официальный сайт

Содержание

Индивидуальные экскурсии Индивидуальные экскурсии по фортам и маякам Кронштадта. Вы получите незабываемые впечатления от морской прогулки по Финскому заливу на комфортабельном катере. Только Вы и море. Никто не помешает Вам наслаждаться прекрасными пейзажами и старинными фортами. Некоторые из них Вы сможете покорить в рамках экскурсии.

от 8000 рублей

Подробнее

Форт «Великий князь Константин»

Форт «Великий князь Константин» находится в Кронштадте, районе Санкт-Петербурга, расположенном на острове Котлин, на расстоянии 48 км от города. На сегодняшний день форт «Константин» как памятник культурного наследия федерального значения является одним из самых привлекательных в Северной столице в туристическом отношении. Ежегодно его посещают сотни тысяч человек, желающих узнать больше о прошлом России, ее традициях, по-новому взглянуть на героические страницы истории нашего Отечества.

Форт «Константин» возводился как инновационный проект, опережающий свое время. Несмотря на то, что его строительство велось еще в начале XIX века и, казалось бы, с течением лет объект мог потерять свою значимость, это обстоятельство не помешало ему сыграть свою значимую роль в годы Великой Отечественной войны, о чем ниже будет сказано чуть подробнее.

Постройки на территории форта «Константин» подвергались неоднократной реконструкции, но атмосфера того времени осталась нетронутой, что, собственно, и обусловило непреходящий интерес к этому объекту со стороны иностранных и отечественных туристов. Великолепный архитектурный памятник, крики чаек, шум моря и увлекательные рассказы опытных экскурсоводов неизменно оставляют самые положительные впечатления от посещения форта.

История форта «Константин»

История форта «Великий князь Константин» начинается с 1808 года – с возведения древокаменной двухъярусной батареи для 45 пушек. Необходимость строительства была продиктована обороной границ от кораблей Британского флота, осуществлявших военные действия на Балтийском море, о чем морское ведомство Российской империи приняло соответствующее решение. Батарее дали название «Двойная Южная». Технология ее возведения отличалась от опробованных в то время методик. Срубы, например, изготавливались на берегу, после чего их буксировали к месту стройки.

Особый статус сооружения был подчеркнут еще в ходе строительства. Здесь устанавливались новейшие образцы вооружений и приборы управления огнем. Современное название появилось несколько позже, в 1834 году, после визита императора Николая I, который распорядился переименовать батарею в честь своего сына Константина. Ее вооружили пушками, двадцать пять из которых были 36-фунтовыми, а двенадцать – 30-фунтовыми. Дополнительно установили двенадцать единорогов – гладкоствольных артиллерийских орудий-гаубиц, изобретенных еще в 1757 году русским артиллеристом М. В. Даниловым совместно с С. А. Мартыновым. Главным назначением батареи стала стрельба прямой наводкой по неприятельским кораблям. Такая стрельба получила название «кинжального огня». Что касается «живой силы», то есть гарнизона башни, то он включал в себя более 250 тысяч человек.

В 1850-х годах форт «Константин» пришел в негодность, и было принято решение о его реконструкции. Уже в 1858 году началось возведение гранитных укреплений. Вес гранитных валунов, которые отделывали плитами, составлял примерно 10 тонн. Длина стены доходила до 4 метров в высоту. В ширину она составляла 300 метров. Строительство заградительного сооружения заняло 3 года, и было завершено в 1861 году. Гранитная отделка полностью решала проблему износостойкости стены и сводила на нет необходимость ежегодных ремонтных работ.

Еще через два года Главное инженерное управление потребовало – это случилось впервые в мировой практике – усилить защиту орудий форта «Константин» тремя броневыми брустверами. Первоначально предполагалось устроить три бруствера. Первый, гранитный, был рассчитан на 5 орудий (авторство проекта принадлежит инженеру-подполковнику Шведе), второй, из броневых плит, которые установили на металлических опорах треугольной формы – на 15 орудий. И, наконец, третий, по так называемой системе Ланкастера (из деревянных брусьев 30 см длиной) – на 3 орудия.

Имелись еще две батареи, которые защищали остальные стены форта, но они тоже не сохранились. То же самое можно сказать о второй батарее «кинжального огня». В 1870 году был воплощен проект известного русского физика Федора Фомича Петрушевского, изобретшего ряд оптических приборов, по возведению павильона оптического дальномера. Это дало возможность полного обзора и контроля огня с фортов «Павел I» и «Император Александр I», который более известен под вторым своим названием – «Чумный форт».

По направлению к заливу частично сохранились две шахты, которые укрывали экспериментальную установку – систему Паукера, механизм которой позволял оптимизировать скорость перезарядки тяжелых орудий с 5 минут до 15 секунд. Строительство батареи Паукера завершилось в 1879 году. Левый фланг форта «Великий князь Константин» завершала цепь из четырех батарей. В 1901 году была построена батарея правого фланга, от которой на сегодняшний день сохранилась часть казематов и оружейных дворов.

Первая мировая и гражданская войны обошли форт «Константин» стороной. Однако во время Великой Отечественной войны он, если можно так сказать, сделался непосредственным ее участником. Отсюда, с южной стороны Финского залива, велась огневая атака по воздушным судам нацистской «Люфтваффе». Оборону советские солдаты держали с помощью двух дотов, полученных фортом в тридцатых годах прошлого столетия.

За все время своего существования в силу различных исторических обстоятельств первоначальный вид крепости неоднократно менялся. Например, в верхней части крепостного вала, спереди защищенной бруствером (валганге), отсутствуют орудия, что придает ей незавершенный вид. Много раз реставрировались казематы, оснащенные амбразурами для круговой обороны – на случай, если войска противника смогут пробиться внутрь крепости.

В 60-е годы прошлого века форт «Константин» разоружили и, к сожалению, разграбили. Спустя два десятилетия на месте форта была оборудована автобаза. Перед этим строители комплекса защитных сооружений осушили вокруг «Константина» довольно большую территорию.

Форт «Константин» в наше время

Историко-культурный комплекс «Форт Константин» располагается в центральной части Котлина. Сообщение форта с остальной частью острова осуществляется благодаря построенной дамбе и железнодорожному пути. На сегодняшний день он является одним из самых значимых региональных центров в стране, который продолжает развиваться. Такое положение дел обусловлено не только безусловной красотой форта, в том числе с архитектурной точки зрения, но и благодаря работе, которая здесь проводится.

В 2003-2006 годах, то есть уже в наше время, в рамках фестиваля электронной музыки Fortdance на территории форта «Константин» организовывались береговые танцполы вместимостью до 30 тысяч человек. Действо сопровождалось качественным 500-киловаттным звуком, видео- и лазерным шоу, системой баров.

C 2006 года форт «Константин» стал развиваться в качестве культурно-туристического центра и одновременно яхт-клуба. Собственно яхт-клуб находится у Главного фарватера Северной столицы, рядом с судопропускными сооружениями и питерской кольцевой автодорогой. В 2013 году здесь ввели в эксплуатацию новые плавпричалы с современной инфраструктурой (есть вода, подведено электричество, имеется доступ к бесплатному Wi-Fi, работает метеостанция). Оборудована стоянка яхт и катеров, осуществляется зимнее хранение последних в эллингах. Осуществляются круглосуточная охрана и видеонаблюдение. Сегодня яхт-клуб «Форт Константин» является одним из крупнейших в Санкт-Петербурге. Его общая вместимость – до 180 судов.

В 2012 году Морской Совет города принял решение организовать на форте пограничный пункт пропуска для маломерных судов и яхт. Оно не было случайным и обусловлено практически идеальным с точки зрения контрольных органов месторасположением «Константина».

Туристам на заметку

Форт «Великий Князь Константин» работает круглосуточно и круглогодично. Спешите осуществить по нему увлекательную морскую прогулку, ведь это замечательная возможность увидеть своими глазами сооружения Кронштадтской крепости, которые ЮНЕСКО включила в список культурного наследия. Во время экскурсии вы узнаете о предназначении каждого сооружения и об их роли в защите границ Санкт-Петербурга. Вы, несомненно, будете очарованы атмосферой этого уникального места.

Все экскурсии по форту «Константин» проводятся на борту парома «Риберпан». Это судно было построено в Германии и названо в честь главной улицы Гамбурга, улицы свободы и протеста. Уникальность заключается не только в его названии, но и в конструкции. Это единственное в своем роде речное судно, корпус которого построен по ледокольному типу. Гостей «Риберпан» порадует атмосферой 60-х годов прошлого столетия. Все отделочные работы выполнены из дерева вручную. Опытные историки и краеведы интересно и живо расскажут о Кронштадте, о крепости, обо всех самых интересных загадках, исторических мифах и фактах. Кроме того, туристы смогут увидеть близлежащие форты, в том числе, знаменитый форт «Император Александр I» или «Чумный», который тоже входит в систему обороны Кронштадта.

Зимой туристам предлагается посетить увлекательную экскурсию по сооружениям форта, ведь «Константин» сохранил в себе постройки разных времен. Например, уже упомянутую выше батарею «Шведе». Вы сможете не только прочувствовать все величие этого исторического места, но и узнаете много интересного о буднях, порой очень нелегких, моряков того времени и о самой крепости.

Если вы хотите, чтобы ваша свадьба запомнилась на всю жизнь, форт «Константин» – идеальное место для воплощения в жизнь церемонии, которая обещает стать эксклюзивной. Крики чаек, море, пейзажи крепости, сочетание современности и красоты истории – все это можно найти здесь. Свадьба будет проходить в шатре, который легко приспосабливается к любой погоде. Для проведения зимних свадеб и чтобы просто защититься от холодной погоды, в этом сооружении установлена система отопления. Кроме того, свадебный шатер украшен драпировкой, что позволит сэкономить на оформлении церемонии. Существует также услуга проката яхты на время торжества.

Как добраться

Добраться до форта «Константин» можно на автобусах: от станции метро «Черная речка» (маршрутке №405) и от станции «Проспект просвещения» (№ 407). Добраться можно и на автобусе № 510, отправление от станции метро «Старая деревня». Стоимость проезда в зависимости от района составляет от 35 до 40 рублей. Ехать придется около часа.

Если вы предпочитаете ехать на своем автомобиле, до форта «Константин» можно доехать от Горской по северной дамбе.

Добраться до Кронштадта можно и по воде. В Санкт-Петербурге налажено движение метеоров по маршруту до Кронштадта. Стоимость билета составляет 80 рублей от Финляндского вокзала. Водный транспорт отправляется и с Арсенальной набережной, время в пути до форта – 45 минут. Стоимость билета – 100 рублей.

Предыстория форта “Константин”

История основания крепости Кронштадт удивительным образом связана с историей дипломатических отношений с государствами Европы и, в первую очередь, с Англией.

В декабре 1807 года император Александр I подписал указ об усилении Кронштадтской крепости. Это было необходимо, так как назревала война с Туманным Альбионом.

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

Деревянный “предок” форта “Константин”

Времени оставалось мало. Строительство каменных батарей в открытой части Большого Кронштадтского рейда могло бы затянуться, поэтому “предок” форта “Константин” решили построить в дереве.

Уже через год английский флот предпринял военные действия. Зимой 1808 года Морское ведомство издало указ в Балтийском море “построить батарею в два яруса для 45 пушек” для обороны.

Батарея Паукера и минная станция

1870 году на левом фланге батареи построили казематы и колодцы для установки двух «скрывающихся» орудий системы Паукера — этот механизм позволял довести скорость перезарядки тяжёлых орудий с 5 минут до 15 секунд. Подъёмные механизмы, работающие от парового привода, отлаживали почти семь лет.

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

Батарея Паукера и минная станция

История форта «Константин»

В 1807 году Александр I издал указ об укреплении крепости Кронштадта. Причиной этого стали непростые отношения с Англией. Артиллерийскую батарею построили в два яруса из соснового бруса.

В тыльной части батареи появились бараки для хранения боеприпасов и одноэтажный караульный дом. Работы по строительству этих сооружений завершились в 1808 году. Кстати, изначально форт называли Южной батареей.

В ноябре 1824 года из-за сильного наводнения (вода поднялась на 3,5 метра) и ураганного ветра многие батареи в Кронштадте были повреждены. Тогда и подумали о том, чтобы сделать укрепления не из дерева, а из камня.

Вид фортов с Финского залива во время Крымской войны остановил англо-французскую эскадру от нападения на Кронштадт. После того, как неприятели покинули залив, началась подготовка к перестройке временных укреплений из дерева — их решили сделать каменными. Работы начались в 1858 году и завершились через три года. Тогда же форт стал называться Константиновским. В октябре 1863 года по приказу Главного инженерного управления защита форта была усилена тремя брустверами (земляными насыпями для прикрытия от неприятельских выстрелов).

Форт «Великий Князь Константин»

Затем для усиления форта Константиновскую батарею объединили с четвертой батареей. Левый фланг удлинили на 80 метров — там установили пушки Круппа. На правом фланге построили казарму, которую укрепили двухметровой каменной стеной и земляным валом.

В 1868 году там соорудили еще один бруствер и казарму. В 1890 году на построенной дамбе, которая вела на остров Котлин (там находится Кронштадт и форт «Константин»), проложили железную дорогу. В 1896 году для расширения форта засыпали часть гавани. Сняли все металлические брустверы и возвели бетонную батарею.

Форт не был задействован в годы Первой мировой и Гражданской войн. А вот во время Великой Отечественной войны форт стал мощной поддержкой для защитников Ораниенбаумского плацдарма.

В 1960-х годах форт исключают из списка фортификационных сооружений и разоружают. В 80-х годах XX века на территории форта используется в качестве автобазы.

С 2000 по 2005 годы на территории форта устраивали музыкальные фестивали, а с 2006 года там появляется культурно-туристический центр и яхт-клуб. Там до сих пор проводят различные фестивали и исторические реконструкции.

Форт «Великий Князь Константин»

Как добраться

Форт открыт для посещения круглосуточно. Отель, находящийся на его территории, тоже работает круглосуточно.

Добраться до форта можно несколькими способами:

  • на автобусах № 101, 101а до остановки «Кронштадтское шоссе», затем пешком 2 километра;
  • на маршрутке № 405 до остановки «Кронштадтское шоссе», затем пешком 2 километра;
  • на метро — синяя ветка до станции «Черная речка»; фиолетовая ветка до станции «Старая деревня». Затем нужно пересесть на маршрутку № 405 или автобусы № 101, 101а;
  • на автомобиле. Маршрут от Дворцовой площади до Кронштадта смотрите по google-карте (время в пути займет около 50 минут).

Также вы можете воспользоваться услугами местных служб такси — «Яндекс. Такси» и Uber.

Форт «Константин» на google-панораме

Форт «Великий князь Константин» на видео

Tonika

июль 2020

empty1x1.png

Неплохая организация. Нормальная парковка, недорогой вход. Есть, чем заняться на целый день

Алексей

июль 2020

empty1x1.png

Детям очень понравилось, облазали все бастионы.

Максим

январь 2020

empty1x1.png

Атмосферное местечко, любителям красивых видов однозначно стоит посетить, особенно, если любите фоткать. Иногда можно вблизи понаблюдать за проплывающими кораблями, а иногда попасть на выставку 🙂

Борис

август 2019

empty1x1.png

Отличное место для отдыха и развлечения!!!

Alexander

сентябрь 2018

empty1x1.png

Историческое сооружения с богатой историей. Для общего развития посетить – самое то.

Глеб

август 2018

empty1x1.png

Хорошее место!

Elena

июль 2018

empty1x1.png

Забавная экспозиция со звуками привидений, но больше форт рассматривается как отправная точка до других морских фортов. только в бургерной на площади ни стаканов, ни мороженого, ни сдачи)))

Смотреть отзывы наtripadvisor

Крымская война и форты Кронштадта

Морское ведомство приняло решение создать на месте старого форта более мощное и современное укрепление с эскарпной стеной из гранита; данное укрепление должно было обеспечивать защиту от артиллерийского огня и от вражеских десантов.

Во время Крымской войны суровый вид фортов Кронштадта наводил ужас на противников. Так, была остановлена англо-французская эскадра, которая не решилась напасть на Санкт-Петербург. Утром 14 июня 1854 года неприятель появился на траверзе Красной Горки, однако и в это лето побоялся атаковать крепость Кронштадт.

На следующий год 15 мая вечером опять появилась воинствующая эскадра в составе 13 винтовых кораблей, 1-го парохода и 7-ми канонерских лодок. Она бросила якорь недалеко от Красной Горки. В 1855 году 28 мая 4 вражеских парохода подошли к северному фарватеру, но и на этот раз грозный вид кронштадтских фортов и опасения подорваться на минах заставили врагов покинуть Финский залив.

Каменный форт “Великий князь Константин” 

После побега неприятеля в Кронштадте, по окончании Крымской кампании, приступили к перестройке временных батарей на северном и южных фарватерах в постоянные. На помощь строителям был вызван из Севастополя будущий инженер-генерал Русской императорской армии Александр Маврикиевич Берх, имевший боевой опыт, полученный им во время обороны города.

Однако работы несколько затянулись из-за того, что Инженерный департамент слишком долго готовил проектные чертежи. А 23 июня 1856 года все морские крепости России были переданы из Морского ведомства и Сухопутное. В январе 1857 года, когда был готов предварительный проект нового каменного форта “Константин”, вокруг старого укрепления начали забивать пробные сваи.

В 1858 году под руководством инженер-генерал-майора Иосифа Гедеоновича Дзичканца было начато строительство эскарпной стены. Её сложили из гранитных валунов весом по 10 тонн каждый и облицевали гранитными плитами весом по 6 тонн. Швы между облицовочными плитами заделывали свинцовыми полосками. Стену довели до 4 метров в высоту и до 300 метров в длину по фронту. Стена была построена к лету 1860 года.

С 1860 года строительством руководил инженер-полковник Константин Яковлевич Зверев. В целом, сооружение форта было завершено в 1861 году. Так постепенно формировался облик форта “Константин”, имеющего в плане необычную форму, отличную от других батарей и фортов Кронштадтской крепости. Данная батарея получила название “Константиновская”.

Куда сходить и что посмотреть в Кронштадте

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Южная батарея № 4 “Константин”

В 1870 году на форт “Константин” установили новейшую для того времени “скрывающеюся батарею” системы Паукера. На земляном траверсе, расположенном между 6-и орудийными и 9-и орудийными брустверами, разместили специальный павильон с вращающейся поверхностью для оптического дальномера. Проект разработал полковник Василий Фомич Петрушевский. От сооружения провели подводные кабели на другие форты для возможности ведения сосредоточенной стрельбы.

С 1872 года форт постоянно перевооружают и усиливают. В 1890 году форт по построенной дамбе соединили с железной дорогой с островом Котлин. В 1899-м сотрудниками Минного офицерского класса были проведены исследования в области беспроводной связи между различными фортами Кронштадтской крепости.

Во время эксперимента передатчик установили на форт “Константин”, приёмник находился на форте “Милютин”. В 1901 году закончилась 5-летняя реконструкция форта, а в 1909 году вооружение форта вновь усилили. Для этого на левом фланге установили два 10 дюймовых орудия.

Видео о форте Константин в Кронштадте

Форт Константин в Кронштадте, описание и обзор:

Форт “Константин” в ХХ веке

В сражениях Первой мировой войны и последующей за ней Гражданской войне форт участия не принимал. В 1924 году форт переименовали в форт “К” (“Рошаль”). В годы Великой Отечественной войны орудия форта “Константин” помогали защитникам Ораниенбаумского плацдарма.

В 1960-е годы форт “Константин” вывели из списка фортификационных сооружений и разоружили. Поскольку его не охраняли, он постепенно разрушался и разграблялся. В 1980-е в связи со строительством дамбы, вокруг форта осушили большие территории, а сам форт превратили в автобазу.

Подъёмный кран

Подъёмный кран

На подъезде к форту можно увидеть памятник морякам-катерникам Балтики.

Памятник морякам-катерникам Балтики

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...