«Никандрова Благовещенская мужская пустынь» в Пскове – расписание автобусов, как доехать


Монастырь Никандрова пустынь в Псковской области: история, описание территории – фото. Целебные источники: чем знамениты эти воды и зачем туда окунаться?

Проезд на машине:

Псков – Загоска (поворот направо) – Любовец – Никандрова пустынь.Из Петербурга через Лугу, из Москвы через Валдай и Лугу: По М-20 (E-95) Доезжаем до села Лудони – левый поворот – 22 км до села Павы. В Павах правый поворот и – до Дубровно – в Дубровнах правый поворот и до Загосок. В Загосках левый поворот на грунтовку и 10 км до монастыря.

Никандрова пустынь — фото

карта монастыря на фото

Как и многие другие монастыри, Никандрова пустынь не функционировала в советские годы, а постройки обители были практически полностью уничтожены.

В наше время монастырь возрождается и возвращает былую славу одного из духовных центров Псковской области и всей страны.

Свое название Никандрова пустынь получила в честь святого Никандра Пустынножителя, удалившегося от мира в пустынь. На месте уединения Никандра после его смерти и была основана Никандрова пустынь.

к содержанию ↑

Где находится?

Никандрова пустынь находится на западе России в Псковской области примерно в 70 километрах от областного центра. Монастырь располагается на реке Демьянке неподалеку от города Порхов. Точный адрес: Псковская обл., Порховский район, деревня Любовец.

История обители

исторические факты

Монастырь был основан в 1585 году мирянином Исаией, принявшим монашество и ставшим первым игуменом монастыря. Обитель была организована на месте подвига Никандра, удалившегося от мира и проведшего здесь в молитве долгие 50 лет. После кончины Никандра и была основана обитель, которой предстояло стать одним из самых значимых монастырей северо-запада России.

Если вы решите поехать в Никандрову пустынь на машине, узнайте здесь некоторые секреты путешествий по России на авто.

Первый век жизни обители был довольно труден: в 1665 году в ходе русско-польской войны монастырь был разорен, а спустя 8 лет в 1673 году деревянные постройки пустыни практически полностью сгорели во время сильного пожара. Из-за этой беды монастырь был полностью перестроен в камне. В 1686 году были обретены святые мощи Никандра, после чего преподобный был канонизирован.

В XIX веке обитель достигла расцвета и стала одним из крупнейших монастырей Псковской губернии. В конце 20-х годов по решению советских властей монастырь был закрыт, постройки обители были проданы на слом и использовались в качестве стройматериала при постройке соседнего военного городка.

Возрождение монастыря началось в 2000 году, когда было принято решение о его восстановлении, годом позже был образован попечительский совет.

Первым восстановленным храмом Никандровой пустыни стала деревянная церковь иконы «Взыскание погибших».

к содержанию ↑

Как доехать?

как добраться?

Чтобы добраться до Никандровой пустыни автотранспортом следует выехать на дорогу Р-56 (Великий Новгород — Псков), либо на автотрассу Р-23 (Санкт-Петербург — Псков), далее следует свернуть с трассы и доехать до села Дубровно, после чего добраться до деревни Загоска, от которой ведет 10-километровая грунтовая дорога к Никандровой пустыни.

При поездке на поезде, следует доехать до станции Дно, пересесть на электричку Псков-Дно, выйти на станции Сосонье, после чего совершить 10-километровый пеший переход от деревни Хилово до монастыря.

к содержанию ↑

История

Уроженец Псковской земли Никандр пустынножитель больше 50 лет вел отшельнический образ жизни в незаселенном людьми районе, повинуясь услышанному при молитве повелению из алтаря храма. Позже это место стали называть по имени святого, исцелившего здесь многих больных. Перед кончиной Никандр обещал защиту обитателям отшельнической пустыни, и в 1584 году там был основан монастырь. Строил храм человек, получивший выздоровление во время молитвы святому.

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь

Монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от г. Луги. Точная дата основания монастыря неизвестна. Центральное место в композиции монастыря до недавнего времени занимали руины собора Иоанна Богослова, который стоял на самой высокой точке холма. Рядом с руинами на деревянных опорах была поставлена небольшая звонница. В 2012 году здание собора было практически отстроено заново, а в феврале 2013 на храм были водружены шесть куполов, кресты и колокола.

Деревня Городец (часовня Трифона Городецкого)

Описание пустыни во времена ее расцвета

Монастырский ансамбль состоял:

  • из пятиглавого собора Благовещения Богородицы;
  • каменной колокольни с боевыми часами, расположенной над Святыми воротами;
  • настоятельских двухэтажных келий;
  • каменной овальной церкви, освященной во имя святого Геннадия.

Монастырский двор представлял собой площадь шестиугольной формы, а ограда состояла из келий, и над ней были возведены 4 башни.

У монастырских стен располагалась гостиница для простонародья, а неподалеку ярмарочные деревянные лавки. Кроме того, на речке Любовец действовала монастырская мельница и скотный двор.

карта Псковской области

Описание территории монастыря

С 2003 года настоятелем обители является игумен Спиридон, стараниями которого пустынь не только возродилась и стала известной своими целебными источниками, но и превратилась в важный центр по реабилитации наркозависимых людей. Эта социальная роль монастыря делает его еще более значимым для общества.

Если вы предпочитаете путешествовать по Родине автостопом, или только мечтаете об этом — читайте нашу статью.

Затерянный в густых лесах монастырь в наше время состоит из:

  • 3 храмов;
  • 5 святых источников, над которыми возведены часовни;
  • Братских корпусов, в которых проживает братия, послушники и трудники.

Первым в возрожденной обители поселился монах Гавриил. В восстановлении монастыря участвовало множество послушников, мирян и даже солдат 76-й десантной дивизии. В наше время в монастыре проживают 8 человек монашеской братии и 10 трудников.

В 2005 году в монастырь была возвращена икона преподобного Никандра с частичкой его мощей. К другим особо почитаемым иконам монастыря относятся икона целителя Пантелеймона с частицей его мощей, икона «Взыскание погибших» и икона Знамения Пресвятой Богородицы. Кроме того, возрожден ежегодный крестный ход в конце мая в Порхов, впервые проведенный в середине XIX века в память об избавлении Псковской губернии от пандемии холеры.

к содержанию ↑

Храмы

храмы обители

Все храмы, построенные в царское время на территории монастыря были разрушены при СССР, в наше время в обители были возведены 3 действующих церкви.

  1. Благовещенский собор (2010 год). Главный храм монастыря, возведение которого началось в 2006 году, а освящение произошло в 2010 году. Был выстроен на месте разрушенного собора Благовещения Пресвятой Богородицы, возведенного во второй половине XVII века. Архитектором при строительстве выступил Г. Соколов.

Собор был построен в традициях псковско-новгородского зодчества и представляет собой классический четырехстолпный храм с пятиглавием.

Деревянная церковь иконы «Взыскание погибших» (2002 год). Первый из возрожденных храмов обители. Храм имеет и второе название — часовня Креста господня. Возведена на месте разрушенной Крестовоздвиженской часовни у западных ворот монастыря. Храм представляет собой скромную одноглавую церковь со звонницей в приделе. Имя архитектора деревянной церкви не сохранилось.Церковь Царственных Страстотерпцев (2005 год). Также деревянный храм, который имеет второе название Геннадиевская церковь (церковь Геннадия, патриарха Константинопольского). Построена на месте разрушенной каменной церкви. Представляет собой небольшой деревянный храм в форме четверика. к содержанию ↑

Святые места

Некоторым пережитком язычества можно назвать почитание святых природных объектов, которое практиковалось в монастыре в средневековье. Наиболее почитаемым местом обители являлся огромный дуб, под которым по преданиям принимал паломников преподобный Никандр, а позднее находилась его могила. Позднее, уже в XVII веке на этом месте был возведен Благовещенский собор.

Читайте также в нашей статье о монастыре Монтсеррат, который находится на горе в Испании и тоже является излюбленным местом паломников.

К сожалению, дуб не сохранился до нашего времени, вероятнее всего он сгорел во время большого пожара 1673 года.

Также местные жители и паломники в допетровской Руси поклонялись святым камням, которых на территории Никандровой пустыни было два.

Один из них, называемый «Возглавница», длительное время хранился на паперти Благовещенского собора. В 1735 году по приказу Феофана Прокоповича он был доставлен в Петербург и помещен в архив Священного Синода на хранение, где хранился по крайней мере до начала революции. Затем его следы теряются.

Другой священный камень монастыря, именуемый «Божий следок» сохранялся в пределах пустыни вплоть до разрушения обители в советское время. Далее данные о его местонахождении также отсутствуют.

к содержанию ↑

Возрождение монастыря

В 2001 году были начаты работы по восстановлению утраченного наследия. Сначала это была исключительно инициатива местных жителей, а с 2001 года строительство велось под руководством попечительского совета. В 2002 году завершилось строительство первого деревянного здания церкви. Её посвятили иконе Божьей Матери «Взыскание погибших». Наместником монастыря стал монах Спиридон.

Возрождение монастыря Никандрова пустынь

с 2005 по 2010 год продолжалось строительство зданий. Над целебным источником возвели часовню в честь русского православного святого Александра Свирского (в миру — Амоса). Согласно житию, его мать долго молила Бога о рождении ребёнка. Когда появился на свет сын, его нарекли в честь пророка Амоса. Достигнув отрочества, юноша тайно покинул дом и добрался до Валаама, где принял постриг, а затем удалился на уединённый остров и много лет жил в пещере. Через 25 лет затворничества он был удостоен явления Святой Троицы.

В 2007 году заложили каменный собор в честь православного праздника Благовещения Пресвятой Девы Марии. В 2010 году строительство завершилось. Тогда же храм был освящён.

Целебные источники

целебный источник иконы Казанской Божьей Матери

Никандрова пустынь знаменита своими святыми источниками, которые считаются целебными:

  1. Источник Александра Свирского;
  2. Петропавловский источник;
  3. Источник иконы Казанской Божьей Матери;
  4. Источник Живоносного креста;
  5. Никандровский источник, который считается главным в обители.

В 60-е годы источники были залиты мазутом, чтобы прекратить паломничество к ним верующих и страждущих исцеления. Однако родники смогли самоочиститься и теперь об этом варварском поступке не напоминает ничего.

к содержанию ↑

Характеристики

Целебные источники образованы в результате разлома земной коры и выхода на поверхность грунтовых вод. В любое время года они сохраняют постоянную температуру в +4 +6°С.

  • Источник Казанской Божьей матери располагается на входе в монастырь. Его вода не отличается прозрачностью и имеет горьковатый привкус из-за наличия в ней торфа. Рядом с этим родником находятся указатель, который рассказывает о местоположении других источников.
  • Источник Александра Свирского находится в лесу на расстоянии полутора километров от обители. Он получил свое имя в честь наставника Никандра святого Александра Свирского.

    Из-за повышенного содержания радона, вода в этом роднике окрашена в слегка голубоватый цвет. Также из-за высокого содержания химических соединений железа с другими веществами в воде трава вокруг родника приобретает желтый оттенок, из-за чего источник носит народное название «Желтый».

Это самый глубокий источник Никандровой пустыни, его глубина составляет 7 метров. Здесь оборудована купель, в которую окунаются многочисленные паломники.

характеристика вод

Никандровский источник находится к югу от обители и имеет повышенное содержание сероводорода, возле него установлена часовня в честь преподобного. Согласно преданиям, этот источник был выкопан самим Никандром и использовался им для питья. В народе этот родник носит имя «Серебряного источника», что подтверждено химическим анализом воды — в ней действительно повышено содержание ионов серебра.

Петропавловский источник и источник Живоносного Креста располагаются к северо-западу от монастыря и объединены под крышей одной часовни. Несмотря на то, что ключи находятся рядом, вода в них поступает с различной глубины и отличается по своему составу.

Источник Живоносного Креста несет в себе «живую» воду, которую используют монахи в повседневной жизни. Эта вода отличается особо приятным вкусом и попробовать ее должен каждый побывавший в монастыре паломник или турист.

Другой источник, Петропавловский, несет воду с содержанием сероводорода, пить которую рекомендуется только больным, желающим исцеления.

Еще об одном религиозном месте, Новоафонском монастыре Абхазии и окрестностях города Новый Афон, вы можете узнать отсюда.

к содержанию ↑

Целебные свойства, или зачем окунаться в эти воды?

Главное, за что ценят Никандрову пустынь и за что она пользуется огромной популярностью — целебные свойства ее знаменитых источников.

Источник иконы Казанской Божьей Матери не случайно носит народное название «Глазной». Считается, что его вода помогает при лечении глазных болезней и других патологий, связанных с этим органом чувств.

Железистые соединения источника Александра Свирского помогают при болезнях органов пищеварения и проблемах с желудочно-кишечным трактом. Кроме того, в этом источнике паломники принимают радоновые ванны, которые помогают при проблемах с кожей, болезнях опорно-двигательного аппарата и системы кровообращения.

Однако из-за того, что радон — активный радиоактивный элемент, купание в этом источнике строго противопоказано людям с онкологическими заболеваниями и доброкачественными опухолями.

Никандровский источник пользуется большой популярностью из-за большого перечня болезней, от которых помогают его воды. В этот список входят различные артриты, ревматизм, другие болезни опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, вода этого родника помогает при зубной боли, что отразилось в его народном названии «Зубной» источник.

Вода Петропавловского источника используется паломниками для лечения болезней нервной системы, заболеваниях половой сферы, болезнях сердца и системы кровообращения.

Рекомендуем посмотреть видео-экскурсии по Никандровой пустыни:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Никандрова пустынь. Псков

Ирина Яненсон

    Вчера побывала в Никандровой пустыни. Это мужской монастырь, расположенный в 65 км от Пскова. Недалеко, в общем, но дорога туда местами плохая, а местами — очень плохая. Как стиральная доска. И пылища до неба. Наверное, зимой, когда дорогу сглаживает снег, ехать туда приятнее, но всё же целесообразнее ехать в тёплое время года, т.к. природа там экологически чистая, источники и купальня, а окунаться в воду в мороз отважится далеко не каждый. Хотя и летом не каждый сможет окунуться в воду температурой всего +4 градуса. Я окунулась, хоть и не очень люблю подобные «места силы», где окунаются сотни людей по нескольку раз не дню. А в этот раз мне захотелось. Но расскажу по порядку.

    Не всё я запомнила, что рассказывал нам статный черноволосый монах с небольшой стильной бородкой, но суть в том, что некий  человек в крещении именем Никандр всю свою жизнь шёл к тому, чтобы стать святым.

Святые камни

Камень «Возглавница» долго находился в монастырской церкви и был объектом почитания местных жителей и паломников. Его наравне с иконами использовали в Крестном ходе. Предания говорят, что Никандр преклонял голову на этот камень вместо подушки при отдыхе. Отцы церкви вывезли предмет языческого поклонения в Петроград, где его следы затерялись. Остались только легенды о нем, а неосведомленные о вывозе люди долго продолжали поиски реликвии.

Камень «Божий следок», похожий на след ступни человека, считался святым из-за предполагаемой принадлежности отпечатка Деве Марии. Его почитание возросло после утраты «Возглавницы».

источники Никандровой пустыни

Видео[править]

“Никандрова пустынь: второе рождение” часть 1

“Никандрова пустынь: второе рождение” часть 2

Святой дуб

Это огромных размеров дерево в Средние века было объектом поклонения псковитян. Ведь под этим деревом Никандр предсказывал будущее и исцелял больных, там же он и был погребен после кончины.

Время не пощадило старый дуб, и он погиб в огне пожара. До наших дней дошли только легенды, не сохранилась и построенная на этом месте часовня.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.