Пространство-время Иерусалима: три религии, три тысячелетия, Откровение Святой Земли – Николай Николаевич Лисовой

Достопримечательности Иерусалима отличаются колоритом и многообразием. Каждое место в этом уникальном городе имеет свою историю, нашедшую отражению в архитектурных и культурных памятниках.

Наследие Иерусалима

Иерусалим находится в 50 километрах от Тель-Авива и занимает особое положение между Израилем и Палестиной. Первые стены этого удивительного города были построены в VIII веке до нашей эры. За тысячи лет Иерусалим накопил богатейшую историю. Множество памятников хранят важные для многих верующих события. Еще в XVI веке по приказу султана Сулеймана Великолепного вокруг комплекса мечетей была возведена стена. Собственно, она и отделяет Старый город от других территорий Иерусалима, все наследие которого бережно хранится именно там.

Стена Плача. Стена Плача. Источник: catsmob.com

Жители в Иерусалиме разделены на две большие группы. Первая и преобладающая по количеству — иудеи. Вторая — мусульмане и христиане. Паломники все трех конфессий стремятся в этот город, чтобы почувствовать его необычную атмосферу и своими глазами увидеть почитаемые веками святыни.

Значимым местом для иудеев и мусульман считается расположенный на Храмовой горе Купол скалы. По преданию, с того места, на котором построен храм, вознесся на небо пророк Мухаммад. По иудейской традиции, здесь началось сотворение мира, а до мечети там находился Второй Храм, поэтому иудеи также почитают эту гору. Рядом арабы построили еще одну мечеть, которая стала знаменитой святыней ислама— Аль-Акса.

Величие Иерусалима

Все переплелось здесь. Новейшие скоростные дороги, трамваи, высотки домов и многовековая история разных народов.

Вы затрудняетесь ответить, какой город является столицей Израиля, Иерусалим или Тель-Авив? Правильно, ответа просто нет. Официально – Иерусалим. Но столкновения между Палестиной и Израилем за эту территорию идут, и посей день. На улицах военные с автоматами – обычное дело. Некоторые страны так и не признали суверенитет Израиля, поэтому многие посольства находятся в Тель-Авиве. Таким образом, у государства два главных города, но именно в старом городе Иерусалима, находится большая часть достопримечательностей всей страны.

Иерусалим Иерусалим

Иерусалим

Иерусалим с птичьего полета

Иерусалим лежит в самом сердце Иудейских гор, на гребне хребта, образующего границу между Приморской равниной на западе («Саронская долина» в Библии) и Иудейской пустыней на востоке. Древние города старались оптимально использовать преимущества топографии: стены возводились над природными преградами – низинами, протоками, оврагами, окружавшими заселенные холмы. Топографические факторы определили как место изначального возникновения Иерусалима, так и последующие, на три тысячи лет вперед, направления роста и расширения его.

Город возник на холме, известном сегодня как Град Давидов. Позже, распространяясь в северном направлении, он охватил территорию Храмовой горы, затем продолжал разрастаться к горе Сион и холмам к западу и северу от первоначальной территории.

Все указанные возвышенности расположены в долине Кедрона – глубокого оврага, по которому бежал в древности многоводный поток, оставивший после себя лишь высохшее русло. Течение Кедрона и впадавших в него ручьев, с их оврагами и руслами, оказали решающее влияние на формирование облика и границ города.

Источник Кедрона находится в обширной долине на север от Старого Города, неподалеку от места, которое сегодня занимает район Меа Шеарим. Эта часть оврага называется именем Симона Праведника (или по-арабски Вади эль-Джоз). Отсюда поток устремлялся в восточном направлении, а затем сворачивал к югу. На этом отрезке долина Кедрона отделяет город от горной цепи, включающей гору Скопус и Масличную гору (Елеон), которые лежат на востоке. В юго-восточной части долины находится древнейший иерусалимский источник – Гихон, круглый год наполненный водой. Возле источника, на западном берегу Кедрона, и был основан Иерусалим.

Таким образом, с древнейших времен Кедрон определял восточную черту города. В период Второго Храма (VI в. до Р.Х. – I в. по Р.Х.) он также ограничивал город с севера. На юге, обогнув Иерусалим, Кедрон продолжает свой путь вниз, пока не впадает в Мертвое море через 20 с лишним километров к юго- востоку.

Южную сторону холма, на котором находится Град Давидов, огибает другой глубокий овраг – Гинном (Геенна Огненная), приток Кедрона. Гинном начинается в западном Иерусалиме, близ современной Французской площади, и идет с этой точки сначала к востоку, в сторону Яффских ворот, а затем от них на юг, к горе Сион, пока, обогнув ее, не сливается с долиной Кедрона.

Гинномский овраг определял южную и юго-восточную границы Иерусалима до второй половины XIX в.

По центру Старого Города проходит еще один овраг – Тиропейон (это греческое название переводится как «долина сыроваров»). Русло Тиропейона делит город на восточную и западную части. Овраг начинается в районе, который теперь называется Мораша (в северном Иерусалиме), проходит затем через Дамасские ворота, рассекает Старый Город пополам с севера на юг – вдоль улицы Эль- Вад (что по-арабски и означает «ущелье»), оставляет Старый Город, проходя через Навозные (или Мусорные) ворота, вдоль Храмовой горы и Города Давида, и впадает наконец в Кедрон – чуть севернее его слияния с Геенной.

В период ранней истории Иерусалима долина Тиропейон образовывала естественную преграду от нападения с запада. Вдоль нее шли: в самой южной и древней части – западная стена Града Давидова, затем западная стена Храма (ее сохранившейся частью является Стена Плача), наконец, западная стена крепости Антония – на севере. Позднее, с расширением города в западном направлении, ее перекрыли мостом, соединившим восточный и западный берега оврага. Остатки моста известны теперь как арка Вильсона.

Самой северной из природных лощин, связанных с долиной Кедрона, был овраг Везефа (Бет-Зета), или долина Св. Анны. Она начинается там, где сейчас расположена Американская колония, в Восточном Иерусалиме, проходит через Старый Город немного западнее музея Рокфеллера, пересекает Мусульманский квартал и упирается в долину Кедрона у северо-восточного угла Храмовой горы. Непосредственно перед этим местом в Везефу впадал с запада небольшой ручей (овраг), пересекающий северную часть Храмовой горы. Направление русла Везефы и определяло в основном северную границу Храма (а следовательно, и города в целом) со времен царя Соломона (X в. до Р.Х.) до возведения, в период правления Ирода Агриппы (сер. I в. н.э.), Третьей стены, которая пересекла овраг. Несмотря на небольшую площадь, долина Везе фы собирала огромное количество дождевой воды, поэтому там находились самые значительные из иерусалимских водохранилищ, такие, как Овчая купель (Вифезда) и Биркет Израиль.

Наконец, западную часть Старого Города разделяет пополам Поперечная долина, единственная из всех (в соответствии со своим названием) простирающаяся с запада на восток. Она идет от башни Давида к долине Тиропейон – к площади перед Стеной Плача. Водный источник, от которого берет начало Поперечная долина, является также исходной точкой и для короткого, но глубокого оврага Цитадели, впадающего в Гинном. В период Второго Храма две эти низины ограничивали рост Верхнего Города в северном направлении, вдоль них протянулась в тот период израильской истории северная стена. Исходная точка, источник, от которого начинались оба русла, представляла собой слабое место в обороне Иерусалима. Поэтому Ирод Великий укрепил этот угол городской стены тремя башнями, которые назвал Гиппикус, Мариам и Фазаэль (на фундаменте последней воздвигнута современная «Башня Давида»).

Не все из древних оврагов и лощин различимы сегодня на всем своем протяжении, многие со временем сгладились, почти сровнялись с холмами, уклон других незаметен за густой исторической застройкой. Но рельеф древнего Иерусалима, с его вершинами и низинами, позволяет наглядно объяснить историю города.

Немного об Иерусалиме

Иерусалим – официальная столица Израиля, древнейший город, считающийся столицей трех религий: ислам, христианство и иудаизм. Каждое место в этом удивительном и красивом городе пропитано историей. Поэтому достопримечательности Иерусалима многообразны, насыщенны и интересны.

Иерусалим – город контрастов: современные торговые центры гармонично сочетаются со стенами Старого города; византийские львы со римскими арками; мусульманские и христианские святыни – с крепостными валами и стенами, возведенными крестоносцами.

Иерусалим 

Исторической частью Иерусалима считается Старый город, окруженной крепостной стеной. Именно в этом месте сосредоточены все исторические достопримечательности Иерусалима, включая места трех мировых религий. Можно сказать, что по своей сути Старый город является одной большой достопримечательностью, чтобы изучить ее не хватит даже человеческой жизни.

Также достопримечательности города не исчерпываются только религиозными памятниками. Здесь располагается много музеев, где сосредоточено большое число исторических ценностей разных эпох.

Портрет столицы в историческом исследовании

В 1996 году вышла книга британской писательницы и религиоведа Карен Армстронг «Иерусалим: один город, три религии». В ней великолепно и одновременно провокационно представлен исторический портрет древней столицы. На основе хронологических событий, фактов и легенд, автор раскрывает всеобъемлющую тему того, что город занимал центральное место в религиозной географии евреев, мусульман, христиан, тем самым приводя к смертельной борьбе за господство над священной землей. Армстронг вкладывает в свой радикальный, богато иллюстрированный рассказ понимание социально-политических условий прошлого и настоящего, а также на примерах поясняет, почему Иерусалим, город трех религий, стал местом кровавых конфликтов.

Карен Армстронг

Летопись старого города

Прежде чем продолжить наш обзор, напомним для удобства основные вехи в трех-тысячелетней истории Иерусалима.

И вот я в Иерусалиме

Иерусалим Иерусалим

Иерусалим

И вот уже входя в старый город Иерусалима, я всегда накидываю на голову платок. Для меня это не город со святынями. А город-святыня.

Верующие мусульмане, христиане и иудеи со всего света считают эту землю центром своей культуры, веры, истории. Именно здесь количество памятников на квадратный метр зашкаливает.

Одеться лучше скромно. И у женщин и у мужчин должны быть закрыты плечи и колени. Для женщин подойдет длинная юбка, желателен платок на голове.

Как же не растеряться и в короткие сроки впитать в себя все богатство этого места?

Мы были в Иерусалиме 2 дня. Первый раз ночевали 2 ночи перед поездкой на мертвое море (подробнее о поездке на мертвое море вы можете узнать здесь), но, по сути, были один день, и второй раз приехали на один день из Тель-Авива.

Эти дни в Израиле мы провели под новый год и не прогадали!

Иерусалим Иерусалим

Иерусалим

Ходить по достопримечательностям в жару может быть утомительно. Плюс экономия времени в связи отсутствием огромного количества туристов. Зима – достаточно выигрышный вариант, когда времени не так много.

Иерусалим Иерусалим

Иерусалим

Остановились мы в центре старого города, все достопримечательности были от нас в пешей доступности. А других вариантов перемещения как пешком, там просто нет.

Даже вне туристического сезона рекомендую начать экскурсию пораньше. С 10 утра уже достаточно много людей собирается и у Стены Плача и в Храме Гроба Господня.

Мы вышли из отеля около 9 утра, большинство лавочек с иконами и свечами были еще закрыты, но тех, что открыты было достаточно, чтобы поторговаться и приобрести свечи и иконы для самостоятельного освещения в Храме Гроба Господня.

Истинное лицо города

Однако примечательно, что грандиозную значимость Иерусалиму, городу трех религий, создает всемирное признание его святости. Без Ватикана Рим все равно остался бы великим городом, а без памятных мест, связанных с Давидом, Иисусом и Мухаммедом, историческая часть израильской столицы стала бы немногим более, чем сомнительно живописным городом в Иудейской пустыне, окруженным стеной. Даже его святыни, если бы лишились славы столетних страстей и молитв, не особенно бы впечатляли, тем более что во многих случаях они имеют сомнительную аутентичность. Исключением является изысканный Купол Храмовой скалы.

С тех пор как город Давида стал избранным объектом для ковчега Господа, у него было мало других функций. Он никогда не считался главным центром торговли, не имеет особого стратегического значения, содержит слишком мало воды и плодородной земли, не располагает захватывающей архитектурой. Божественная история Иерусалима, как города трех религий, всегда затмевала истинный облик Старого города, отвлекая от контраста между его статусом великого символического центра духовности и заурядного пыльного места на Ближнем Востоке.

Старый Иерусалим

До Рождества Христова

3000 г. – первые археологические данные о существовании поселения на месте Иерусалима

2000 г. – вхождение данного региона в Ханаанский союз городов

1900–1800 гг. – город Рушалимум упоминается в египетских документах

1400–1300 гг. – город Урасалим фигурирует в документах, найденных в архиве Тель-аль-Амарны, столицы Эхнатона

1000–1004 гг. – Давид овладевает городом иевусеев и делает его столицей своего царства

990 г. – Соломон строит Храм

930 г. – раздел древнего царства. Иерусалим становится столицей Иудейского царства

701 г. – Иерусалим осаждают войска ассирийского царя Сеннахериба, но не овладевают городом

586 г. – разрушение города вавилонским царем Навуходоносором. Гибель Первого Храма. Большая часть населения (правящая элита) уведена в плен

538 г. – возвращение евреев в Иерусалим по указу персидского царя Кира, разгромившего Вавилон

515 г. – Неемия вновь отстраивает Иерусалим и его стены

327 г. – Иерусалим входит в состав державы Александра Македонского

169 г. – город разграблен сирийским царем Антиохом IV Епифаном, осквернен храм и запрещено иудейское богослужение

165 г. – восстание Маккавеев. Цари из династии Хасмонеев восстанавливают Храм и возобновляют богослужение

63 г. – в Иерусалим вступают римские войска под командованием Помпея Великого

37 г. – в Иерусалиме воцаряется, при поддержке римлян, Ирод Великий, идумеец (араб) по происхождению

22 г. – Ирод начинает работы по расширению и укреплению Иерусалимского храма

16 г. – в Иерусалиме, в семье Иоакима и Анны, родилась Пресвятая Богородица

Музеи Иерусалима

Музей истории Иерусалима – музей, расположенный на территории Цитадели Давида в Старом городе. Музейная экспозиция повествует историю города, насчитывающую более 3000 лет. Выставочный зал посвящен определенному историческому периоду. Здесь можно увидеть многочисленные экспонаты: фотографии, макеты, произведения искусства, чертежи, рисунки, карты, подлинники, найденные в результате археологических раскопок.

Музей библейских стран – музей, ведущий историческую хронику Ближнего Востока библейского и древнего периодов, и вмещающий одну из самых крупных в мире коллекций древнего искусства. Он находится в само центре музейной линии Иерусалима.

Музей исламского искусства – музей, в котором представлены шедевры исламской цивилизации в хронологическом порядке. Исламское искусство представлено странами Ближнего Востока, Индии, Багдада и Южной Европы. 

Значение для иудаизма

Иерусалим стал родовой и духовной родиной еврейского народа с 10 века до нашей эры и уже давно включен в его религиозное сознание. Эта территория в период античности (Земля Мория) считалась центром Вселенной, где находился Бог и откуда началось сотворение всего сущего. Город воплощает место борьбы царя Давида, его желания возвести там еврейский храм, как описано в Книге Самуила и в Книге Псалмов.

Согласно Танаху (Священное Писание иврита) первый храм на месте, известном как Храмовая гора, был построен царем Соломоном и закончен в 950 году до нашей эры. Также, гора считается местом, где Авраам готов был пожертвовать своим сыном. Когда вавилоняне захватили город в 580 году до нашей эры, они уничтожили храм и отправили евреев в изгнание. После вавилонского захвата иудаизм был кодифицирован, и Танах (Ветхий Завет) заложил основу как для христианства, так и для ислама. Поскольку поклонение иудеями практикуется только в стенах храма, на том же месте было воздвигнуто второе святилище в 516 году до нашей эры, но спустя 550 лет его разрушили римляне. Оставшаяся от Второго Храма, одна опорная стена стала для евреев величайшей святыней, объектом веры, молитв и надежд. Эта Западная Стена и Храмовая гора являются центром паломничества иудеев в современности Иерусалима, города трех религий, так же как на протяжении прошлых столетий.

Восточная стена

Годы благодати (события христианской эры)

1г. – Рождество Христово в Вифлееме. Сретение Младенца Иисуса Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском Храме

6 г. – в Иудею назначен первый римский префект Копоний

26 г – префектом Иудеи назначен Понтий Пилат

33 г. – Распятие и Воскресение в Иерусалиме Господа Иисуса Христа

44 г. – расширение города на север и строительство Третьей Стены царем Иродом Агриппой

66 г. – начало восстания против Рима (Иудейская война)

70 г. – взятие Иерусалима, разрушение города и Второго Храма войсками Тита

132–135 гг. – восстание против Рима под руководством Бар-Кохбы

135 г. – восстановление города императором Адрианом по образцу римской военной колонии под названием Элиа Капитолина. Возведение языческих храмов над христианскими святынями

327 г. – приезд в Иерусалим святой равноапостольной Елены, матери императора Константина Великого. Обретение святынь Голгофы, Гроба Господня, Животворящего Креста. Начало строительства христианских храмов в Святой Земле

335 г., 13 сентября – освящение базилики Воскресения (храма Гроба Господня), совершенное в римский языческий праздник Капитолийской Троицы и приуроченное к 30-летию царствования императора Константина

362 г. – попытка императора Юлиана Отступника приступить к восстановлению иудейского Иерусалимского храма

438 г. – прибытие из Константинополя в Иерусалим опальной императрицы Евдокии, с именем которой связано создание многих храмов Святой Земли

614 г. – взятие Иерусалима войсками персидского шаха Хозроя. Разрушение всех христианских храмов, уничтожение всего христианского населения

630 г. –торжественный вход византийского императора Ираклия в освобожденный от персов Иерусалим. Возвращение Честного Животворящего Креста в храм Воскресения (Гроба Господня)

638 г. – взятие Иерусалима арабскими войсками халифа Омара ибн Хаттаба. Начало мусульманского владычества. Город становится одним из священных центров ислама и получает у арабов название Аль-Кодс (Святой)

801 г. – халиф Гарун ар-Рашид предоставляет императору Карлу Великому участок земли в Иерусалиме для строительства первой церкви Санта Мария Латина

1001 г. – великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко, Креститель Руси, направляет первое русское посольство в Иерусалим

1009 г. – разрушение храма Гроба Господня фатимидским халифом Хакимом Безумным

1048 г. – восстановление храма Гроба Господня византийским императором Константином IX Мономахом

1099 г., 15 июля – взятие Иерусалима крестоносцами

1100 г. – создание латинского Иерусалимского королевства. Паломничество и смерть в Иерусалиме русской великой княгини Гиты Гаральдовны, жены Владимира Мономаха

1107 г. – игумен Даниил, автор первого русского «Хождения в Святую Землю», присутствует при чуде Схождения Святого Огня в храме Гроба Господня

1149 г., 15 июля – освящение новой базилики Гроба Господня, построенной крестоносцами

1167 г. – русская княжна, преподобная Евфросиния Полоцкая, просветительница Белоруссии, умирает в Иерусалиме, в «русской обители Богородицы»

1180 г. – французский архитектор мэтр Журден строит колокольню храма Гроба Господня

1187 г. – взятие Иерусалима войсками Саладина после разгрома крестоносцев в битве при Тивериаде

1219 г. – посещение Святой Земли святым Франциском Ассизским, основателем ордена францисканцев

1229 г. – прибытие в Иерусалим императора Фридриха II Гогенштауфена. Восстановление правления крестоносцев

1249 г. – переход города под власть мамлюкских султанов

1516 г. – завоевание Иерусалима турецким султаном Селимом I

1538 г. – султан Сулейман Великолепный строит современные стены Иерусалима

1649 г. – паломничество в Иерусалим старца Арсения Суханова, привезшего в Москву модель храма Гроба Господня, по образцу которого будет построен Патриархом Никоном Воскресенский собор Нового Иерусалима

1700 г. – подписание Константинопольского мирного договора между Россией и Турцией, впервые юридически защищающего права русских православных паломников в Иерусалиме и Святой Земле

1808 г., 30 сентября – пожар в храме Гроба Господня, уничтоживший Кувуклию, купол Ротонды и большую часть интерьера

1810 г., 13 сентября – освящение храма Гроба Господня, восстановленного греческим архитектором Николаем Комнином

1834 г. – землетрясение в Иерусалиме. Разрушение купола храма Гроба Господня

1841 г. – учреждение прусско-английской протестантской епископии в Иерусалиме

1847 г. – восстановление Латинского Иерусалимского Патриархата

1847 г. – учреждение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

1858 г. – учреждение Русского консульства в Иерусалиме

1859 г.– посещение Иерусалима великим князем Константином Николаевичем, с женой и сыном – первое «августейшее» паломничество в Святую Землю

1860 г.– основание еврейского квартала Мишкенот Шаананим, ставшего первым районом Иерусалима за стенами Старого Города

1860–1864 гг. – возведение Русских Построек, начало создания Русской Палестины

1864 г., 28 июня – освящение домовой церкви Русской Духовной Миссии во имя царицы-мученицы Александры – первого русского храма в Святой Земле

1869 г. – освящение нового купола храма Гроба Господня, восстановленного совместно Россией и Францией

1872 г., 28 октября – освящение Русского Троицкого собора в присутствии великого князя Николая Николаевича Старшего

1881 г., май – паломничество в Иерусалим и Святую Землю великих князей Сергия и Павла Александровичей и их кузена великого князя Константина Константиновича

1882 г., 21 мая – создание Православного Палестинского Общества (с 1889 г. – Императорского)

1883 г., 10 июня – обретение Порога Судных Врат в результате археологических раскопок на Русском Месте близ храма Гроба Господня

1886 г., 7 июня – освящение Вознесенского собора Русского Елеонского монастыря в Иерусалиме

1888 г. , 1 октября – освящение русской церкви Марии Магдалины в Гефсимании в присутствии великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны

1889 г., 20 октября – освящение Сергиевского подворья в Иерусалиме

1892 г. – открытие железнодорожного сообщения между Яффой и Иерусалимом

1896 г., 22 мая – освящение русской церкви во имя святого Александра Невского, у Порога Судных Врат, близ храма Гроба Господня

1898 г.– посещение Иерусалима германским императором Вильгельмом II

1905 г., 6 декабря – освящение Николаевского подворья на Русских Постройках в Иерусалиме

1917 г., 12 декабря – вступление в Иерусалим английских войск генерала Алленби, конец турецкого владычества

1945 г. – паломничество в Иерусалим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I – первое посещение Святого Града Главой Русской Православной Церкви

1948 г., 14 мая – провозглашение государства Израиль

1948–1949 гг. – Первая арабо-израильская война. Раздел Иерусалима между Израилем и Иорданией

1997 г. – паломничество в Святую Землю Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с празднованием 150-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

2000 г. – празднование двухтысячелетия Рождества Христова и наступления третьего тысячелетия Христовой эры

2005 г. – визит Президента РФ В.В. Путина в Израиль. Первое посещение Иерусалима главой Российского государства

2007 г. – 160-летие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, освящение храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Русском Горненском монастыре митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси)

2008 г. – возвращение в собственность России Сергиевского подворья

Значение для христианства

Помимо значения в Ветхом Завете, город трех религий Иерусалим занимает важнейшее место в христианстве. Сюда в Храм впервые был принесен младенец Иисус для представления его перед Господом (Луки 2:22). Здесь Христос проповедовал и исцелял. В Иерусалим привел Он своих апостолов, изгонял торговцев из Храма (Марка 11:15), здесь произнес свою проповедь на горе Елеонской, где молился перед арестом и откуда вознесся. В этом древнем городе состоялась Тайная Вечеря. В Иерусалиме Иисуса распяли, он был захоронен и воскрес. Здесь снизошел Дух Святой на апостолов, отсюда отправились они в разные концы света нести Слово и Веру Христову.

Храм Гроба Господня
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...