Радиация в самолете – мифы и реальность

Действительно ли есть какая-то радиация или облучение, которое губительно влияет на человека, во время полета на самолете или это миф?

Радиация в полете

Как понять, действительно ли во время полета повышается радиационное излучение или это миф, выдуманный журналистами? И есть ли что-то, о чем молчат авиакомпании?

Авиамаршруты проходят сегодня через территории всех стран мира. Чтобы полеты происходили безопасно и самолеты не сталкивались, воздушное пространство каждого государства разделено на специальные коридоры.

На высоте до 8000 м проложены маршруты для коротких рейсов. А вот для длительных — в верхних коридорах, от 10 000 до 12 000 м. Чем выше проходит полет, тем меньше воздушное судно защищает оболочка земного шара. Она разжижается, и космические лучи свободно могут проникать через нее.

Именно из-за этого повышается радиационный фон на борту самолетов, которые поднимаются выше 8000–9000 метров.

График доза радиации

Зависимость дозы излучения от времени полета

Но это не единственная причина повышения радиации. Ее фон может измениться при попадании самолетов в грозовые облака, когда происходит выброс гамма-лучей. Вот поэтому летчики всегда стараются в полете, если есть возможность, обойти грозовой фронт стороной.

Аналогичная ситуация происходит и при воздействии солнечных лучей: радиационный фон может также повышаться.

Специалисты и обычные пассажиры неоднократно проводили испытания: замеряли уровень радиации в самолете во время полетов на разной высоте. И полученные результаты действительно впечатляют:

  1. На земле показатели дозиметра составляли около 9 мкР/ч.
  2. Когда самолет достигал высоты 2000, дозиметр показывал около 34 мкР/ч.
  3. Подъем на высоту 8000 м и больше приводил к тому, что показания поднимались до уровня 125 мкР/ч. Данная цифра является довольно высокой, поэтому даже индикатор на приборе загорался красным светом, предупреждая о большой дозе радиации.
  4. После посадки авиалайнера показания изменялись до нормы в 8–9 мкР/ч.

Чтобы полностью разобраться в этом вопросе, необходимо знать, каков допустимый порог.

Норма — от 10–12 мкР/ч. Такую дозу получают постоянно все жители планеты. Конечно, сюда не входят зоны с повышенным радиационным фоном — Чернобыль и другие подобные места, где деятельность человека привела к катастрофам.

Например, в Припяти радиационный уровень — от 60 до 400 мкР/ч. Рядом с саркофагом доза облучения составляет 500–800 мкР/ч.

Космические лучи и радиация в небе

Прежде, чем говорить о влиянии радиации на человека, задумайтесь на минутку — откуда идет излучение? Многие пассажиры в аэропорту часто твердят, что основная доза радиации идет от рентгенотелевизионных интроскопов (РТИ) и от стационарного металлодетектора (а ведь он вообще не излучает радиацию). Другие считают, что все дело в оборудовании на борту самолета. Однако причина кроется совсем в другом. 

Космические лучи являются первым источником радиации в небе. Сильнее всего ее чувствуют астронавты, когда они покидают атмосферу Земли. Тем не менее, простым землянам необязательно выходить на орбиту, чтобы почувствовать ее воздействие на организм. Газовая оболочка нашей планеты защищает нас от большинства лучей, но летая на большой высоте, пассажиры незаметно приближаются к ним.  

С одной стороны, уровень воздействия все еще довольно мал. С другой стороны, пассажиры и экипаж подвергаются этой малой дозой излучения каждый раз, когда они летают на больших эшелонах. 

Конечно, сама радиация вряд ли кажется чем-то специфическим для полетов. Ежедневно люди сталкиваются с ней, пользуясь электронными приборами: от микроволновок до смартфонов. И очень мало, кто страдает от последствий эксплуатации таких девайсов (по крайне мере, пока). Это потому, что недостаточно лишь однажды подвергнуться воздействию лучей. Этот процесс должен быть длительным и достаточным, чтобы получение критической дозы «засчиталось».

Присутствует ли радиация в самолете? – Да, но ее недостаточно, чтобы навредить организму человека

За некоторыми исключениями, ни один из вышеперечисленных пунктов не относится к непосредственному влиянию радиации. Полеты, которые мы совершаем, далеки от зоны поражения космических лучей. Их недостаточно на той высоте, на которой летают большие авиалайнеры.  

Радиация в самолете vs Рентгеновское излучение

Для сравнения: количество радиации, которое вы испытываете в результате облучения в самолете, меньше, чем то количество, которое вы бы получили при рентгенографии грудной клетки. 

Калькулятор радиации в самолете

Illustration

Калькулятор позволяет быстро оценить дозу облучения, которое пассажир или член экипажа получает во время полета. Результаты расчетов сравниваются с дозами облучения при обычных медицинских процедурах, связанных с использованием ионизирующего излучения.

Пример: рассчитать мощность поглощенной дозы и полную дозу ионизирующего излучения в течение 13-часового беспосадочного перелета из Нью-Йорка в Токио.

Входные данные

Общее время в полете

час

Поделиться ссылкой на этот калькулятор, включая входные параметры

Выходные данные

Мощность поглощенной дозы ионизирующего излучения

мкЗв/час

Поглощенная доза ионизирующего излучения

мкЗв

Дозы для сравнения:

Рентгенограмма зубов (5 мкЗв).

Рентгенограмма грудной клетки (100 мкЗв).

Годовая доза фонового радиоактивного излучения (средняя в США — 3 мЗв): …% годовой дозы.

Есть ли радиация в самолете

Информация о радиации в самолете все чаще распространяется люди, далекими от глубинного понимания влияния микрочастиц на воздушный транспорт. Непроверенные мифы разбавляются размышлениями людей, догадками и поверхностными объяснениями явления. Но точный ответ касательно радиации в самолете могут дать только специалисты.

Многие люди не изучают тему радиации, довольствуясь лишь поверхностными знаниями о ее вреде. Это и является главной причиной появления различных мифов и заблуждений, касающихся радиации в воздушном транспорте и ее влиянии на человеческий организм. Наука подтверждает – полеты на воздушном транспорте абсолютно не обосновано считаются опасными.

Правда ли что в самолете есть опасная для пассажиров радиация

Радиация в самолете присутствует. Пассажиры воздушного транспорта подвергаются облучению немного больше, чем на Земле. Но при этом существенного негативного влияния на организм это облучение не имеет.

Облучение при перелете на самолете: с чем оно связано

Вопросом, влияет ли излучение из космоса на воздушные судна, задается NASA. Ведь в атмосферу Земли постоянно попадают субатомные частицы: они заполняют межзвездное пространство и словно бомбардируют планеты. Молекулы же воздуха выполняют защитную роль, поэтому здоровью людей излучение не угрожает. Зато на высоте атмосфера становится разреженной, и уровень радиации увеличивается.

Какая радиация во время полета в самолете?

Первую дозу радиации человек получает еще в аэропорту, во время прохождения контрольно-пропускных пунктов. Но дозы от сканирования всего тела и рентгена багажа невелики (в 1000 раз меньше дозы одного рентгена или эквивалентна нескольким минутам полета на высоте 11 км), поэтому ими можно пренебречь. В то же время, Роспотребнадзор напоминает, при дозе одного исследования 0,3-0,4 мкЗв, таких проверок должно быть не более 20 в год. Любой человек может отказаться от прохождения сканирования, в таком случае досмотр будет проходить в специальной комнате. Женщин досматривают инспектора женского пола, а мужчин – мужского.

контрольно-пропускной пункт в аэропорту - какая доза радиации

В самолете вид радиационного излучения может быть разным, но зачастую преобладают Гамма-лучи. Точно определить тип волны можно только с помощью специальных дозиметров. Например от Альфа-излучения может защитить обычный лист картона. Бета-волны остановит стекло. От Гамма-излучения можно укрыться только за толстым слоем тяжелых металлов, например свинца. Поток нейтронов нейтрализует вода, бетон или полиэтилен. По закону сохранения энергии, легкие ядра воды или полимеров хорошо гасят энергию нейтронов, эффективнее чем такой же толщины броневая сталь.

защита от Гамма, бета и альфа излучения в самолете

Влияет ли продолжительность рейса на количество получаемой дозы облучения

Влияет ли? – да. Но с оговоркой, что это не будет иметь большого значения, учитывая крайне небольшое количество радиации. Чем дольше вы летите, тем дольше вы подвергаетесь воздействию космической радиации. То же самое относится и к высоте — чем выше вы летите, тем выше риск воздействия. В среднем, на большой высоте эта доза составляет до 1,5 мкЗв/час. Обозначим факт, что люди на земле получают нормальную дозу радиации 0,33 мкЗв/час. Эта цифра увеличивается с тем, как долго вы проводите время в небе, и как высоко вы забрались. 

tom-stucker-439-948-1569-1356_900.jpg

Рис. 1. Том Стукер – рекордсмен по количеству пройденных миль в самолете

Возьмем один из самых экстремальных случаев. Том Стукер — 67-летний бизнесмен, который за свою жизнь преодолел 21 миллион миль в воздухе. Это абсолютный рекорд планеты для путешественников. В общей сложности, он пробыл в небе примерно 3,7 лет. С таким большим количеством проведенного времени в воздухе риск составил для него всего на 0,7 мкЗв/час на высоте 30,000 футов. Это значит, что у нас есть только 25% шанс заболеть смертельной формой рака. А в случае со Стукером, вероятность появления болезни увеличивается лишь до 25,5%. Такой дозы облучения не хватит, чтобы создать ощутимые последствия для своего организма. Чтобы действительно заболеть от радиации в самолете, вам нужно буквально жить над облаками или вовсе преодолеть высоту атмосферы Земли, как это делают астронавты. 

Научные и любительские обоснования

Пассажиры авиарейсов повторяли эксперимент: в некоторых случаях уровень излучения достигал 400 мкР/ч. Значения недостаточно, чтобы при разовом полете организм мог ощутить воздействие. Подозрения авиапутешественников вызывает то, что кабина пилотов защищается значительнее, чем остальные части. На самом деле это связано с тем, что экипаж летает постоянно, поэтому риск вреда здоровью не сопоставим.

Ученые же, отвечая на вопрос, какую дозу радиации получают пассажиры при полете в самолете, акцентируют внимание на продолжительности рейса и маршруте полета. Чем ближе последний проходит к полюсам планеты, тем сильнее действие частиц. В этих точках линии магнитного поля Земли близки к вертикальным, что облегчает проникновение космического излучения. Подробно это иллюстрирует фото:

магнитные линии

Авиакомпании предпочитают прокладывать маршруты ближе к полюсам: продолжительность полета оказывается меньше, а отсутствие сильных ветров позволяет сэкономить топливо. Если вы соберетесь лететь из Чили в Сидней, то дорога пройдет через Южный полюс.

Правда, беспокоиться нет причин, если путешествия по воздуху — редкость. Тревожиться следует бизнесменам, поскольку за 10—14 лет постоянных перелетов они получают ощутимые дозы.

Свое экспертное заключение дает Майк Локвуд, профессор университета в Рэдинге. В интервью для BBC он объясняет, что причин для паники нет, но чувство безопасности может быть ложным, если в силу профессии вы поднимаетесь на борт 2 раза в неделю.

Опасны ли подобные условия для людей?

Так как облучение в самолете — факт доказанный, те, кому приходится пользоваться авиатранспортом, беспокоятся: что нужно делать, чтобы защититься?

Согласно заверениям медиков, радиационное излучение, полученное на борту воздушного транспорта неопасно, так как не является высоким. Его можно сравнить с походом во флюорографический кабинет, в котором рентгеном просвечивают грудную клетку. Поэтому нечастые перелеты безопасны, беспокоиться не стоит.

Кроме того, важен в данном случае и такой параметр, как рейс. Если он проходит близко к одному из полюсов планеты, есть повод для беспокойства: там действие частиц сильнее. Это как раз тот факт, который умалчивают все авиакомпании из-за своей выгоды.

Источники радиоактивного излучения

Источники радиоактивного излучения для человека

Дело в том, что в районах, приближенных к полюсам, отсутствуют сильные ветры, поэтому можно сэкономить топливо. Более того, рейсы в таком случае получаются короче, что тоже экономически выгодно. Один из примеров — рейс Сидней — Чили: через полюс его длительность сокращается едва ли не в два раза.

Вся приведенная выше информация — серьезный повод, чтобы задуматься о смене транспорта тем, кто летает на длительные расстояния довольно часто. Минимум два раза в месяц: постоянные перелеты все-таки опасны.

А как же летчики? Ведь им приходится совершать рейсы регулярно, и если они длительны, радиация в самолете для них рискованна.

Кабина пилотов защищена намного лучше, чем остальная часть самолета — это факт, о котором не говорят авиакомпании. Летчики проводят в воздухе очень много времени и, таким образом, максимально уменьшаются возможные риски для их здоровья.

Рекомендуем видео:

Популярные мифы

Самой распространенной считается легенда о получении колоссальной дозы облучения при регулярных полетах на самолетах. В опровержение этого можно сказать, человек, находясь в небе на предельно допустимой высоте, получает практически аналогичную дозу радиации, что и в повседневной жизни.

Угроза здоровью появляется в том случае, если пилот самолета игнорирует сигналы дозиметра. Он не снижает высоту, а также не предупреждает пассажиров о повышении дозы радиации.

Еще один миф: нужно летать в ночное время суток, чтобы избежать негативного воздействия солнечного излучения. В космическом пространстве вспышки на солнце проявляются не только днем, но и ночью. Негативное излучение будет одинаковым в любое время суток.

А как же пассажиры

Во время полёта радиоактивное излучение влияет не только на пилотов и бортпроводников, но и на пассажиров, которые получают незначительные дозы радиации.

Для тех, кто летает редко и мало, это не страшно. Но некоторые пассажиры совершают частые и длительные перелеты. Этой категории нужно периодически проходить УЗИ молочных желез, органов малого таза, брюшной полости, сдавать кровь на онкомаркеры и общий анализ. Следует обязательно контролировать состояние кожи – при появлении темных пятен и других подозрительных образований нужно обращаться к врачу.

Как снизить вредное воздействие радиации от полета?

  1. Отдавайте предпочтение перелетам на короткие дистанции (1-3 часа).
  2. Выбирайте рейсы и направления вблизи экватора и подальше от северного или южного полюса.
  3. Не летайте после тяжелой болезни и при ослабленном иммунитете. Иммунитет наша единственная защита от свободных радикалов, если он не работает — урон для здоровья может быть фатальным.
  4. Желательно отказаться от полетов на год-два после КТ (компьютерной томографии). Дело в том, что доза радиации, полученная во время КТ, равна 3-5 годовой дозе излучения из естественных источников.
  5. Старайтесь кушать много свежих фруктов, овощей, ягод, орехов и семян после длительных перелетов. Это поможет быстрее вывести радионуклиды.
  6. Если полет все же отменить нельзя, старайтесь пить много воды, желательно минеральной и без газа.

Общие советы

Если нет альтернативы полету на самолете, перед ним нужно проконсультироваться с врачом. Многие люди страдают от перепадов давления. Из-за космического излучения на большой высоте симптомы усугубляются.

Также беременным нужно проконсультироваться с гинекологом. Как правило, врачи запрещают женщинам совершать полеты уже на 8-ом месяце беременности.

Общие советы: как обезопасить себя при постоянных перелетах

Снизить риски практически не в ваших силах, но многие авиакомпании мониторят прогнозы солнечной активности и вносят поправки в высоту полетов. Когда самолет опускается ниже, повышенная концентрация молекул азота и кислорода служит естественной защитой. Правда, искать «безопасные» места на лайнере не следует: воздействие излучения распределяется равномерно.

Вы можете и обратить внимание на модель воздушного судна: производители используют в строительстве углеродное волокно. Оно эффективнее отражает излучение, чем металлы, к тому же меньше весит.

В ваших силах также мониторить прогнозы солнечной активности и планировать путешествия, следя за маршрутом. Чем удаленнее он от полюсов планеты, тем лучше.

Высота и ее отношение к радиации

Мы уже касались немного этой темы. Насколько велик фактор риска в зависимости от того, на какой высоте вы летите? Ответ простой — невелик. В конце концов, если бы высота была основной причиной появления рака, вызванного радиацией, люди вряд ли могли бы жить в Альпах, Андах или Скалистых горах. 

Правительство Великобритании оценивает дозу облучения в трансатлантическом полете в 0,8 мкЗв/час — меньше, чем при компьютерной томографии (1,4 мкЗв/час) или среднегодовом облучении граждан Великобритании (2,7 мЗв/год) и США (6,2 мЗв/год).  

То же самое относится и к самолетам. Технически все верно, как мы указывали выше, что ЛА, летящий на более низкой высоте, имеет возможность получать меньше излучения. Однако его насколько мало, что пассажиры и члены экипажа могут летать спокойно.  

Напомним, что вы можете купить детские шумоизолирующие наушники 

Также вас может заинтересовать дозиметр индивидуальный гамма излучения ДКГ-РМ1904А

Не забудьте о портативной кислородной системе SkyOx 

Рекомендации

Защититься каким-либо образом от воздействия радиации как на земле, так и в самолете, практически невозможно. Разве что исключить подобные полеты вовсе. Но есть ряд советов, придерживаясь которых вы можете существенно снизить риски облучения в пути:

  1. Выбирайте те маршруты, которые будут пролегать подальше от Южного или Северного полюсов планеты.
  2. Просматривайте метеорологическую сводку, чтобы избегать для полета тех дней, когда на солнце отмечается чрезмерная активность.
  3. Также старайтесь пользоваться данным видом транспорта лишь в хорошую погоду, чтобы не попадать в грозовое облако, в котором уровень радиации существенно возрастает.
  4. При необходимости часто пользоваться перелетами, старайтесь хотя бы часть пути проделывать другим способом, чтобы снизить количество времени, проведенного высоко в воздушном пространстве.

Помните, если вы летаете на самолетах раз в год или даже реже, желая попасть в отдаленную страну во время отпуска, то вам не грозит превышение радиационного уровня от обычного. Опасность больше касается тех, кто работает в таких условиях постоянно.

Что еще имеет значение при постоянных перелетах

На нынешний день факты, которыми располагают ученые, свидетельствуют: если вы не попали несколько раз в грозовое облако или зону с лучами надвысоких энергий, риск развития рака в результате полетов составляет 0,01—0,5 %.

на борту

Чтобы оценить оправданность путешествий по воздуху, подумайте о возможностях, которые они открыли: увидеть дальние страны, встретиться с родными, получить хорошую работу. Если вы считаете, что плюсы не перевешивают увеличение вероятности рака на 0,5 %, подыщите альтернативы. Но для многих полеты стали необходимой частью жизни, и отказываться от них из-за незначительного риска не следует.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...