Русское узорочье – это… Что такое Русское узорочье?


(московское узорочье)  архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Содержание 1 История 2 Основные…

История

Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы.

Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.

Указывается также на возможные глубокие языческие корни получивших широкое распространение шатров.

В развитии стиля выделяют два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича)[1][2].

Начиная с середины XVII века русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко, иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются[3][4]

В XIX веке русское узорочье — источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма.

В начале XX века — один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна.

Основные характеристики

Композиция

На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.

Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии.

Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции[5]. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.

Кровли

Шатровые завершения храмов, колоколен и покрытие крылец. Два или три шатра у таких храмов как правило не имели конструктивного значения, а являлись декоративным элементом. Сходными по архитектурному решению памятниками являются церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде и другие[6].

Барабаны пятиглавия обычно были глухими, также как и шатры, являясь декоративным элементом (в отличие от световых барабанов).

Бочкообразные кровли.

Крыльцо

Шатровое покрытие. Ползучее крыльцо. Гирьки.

Узорочье в архитектуре

Начало московскому узорочью было положено в Филях, Хамовниках и Пыжах, где были созданы такие уникальные объекты архитектурного наследия, как Храм Николая Чудотворца, Церковь Святого Николая и др.

Ранний и поздний периоды развития русского узорочья были связаны с правлением Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. В целом политика этих правителей была направлена на развитие и совершенство архитектурного стиля в стране, хотя его характеристики и противоречили сложившимся архитектурным традициям XVI века. В некоторой степени это повлияло на формообразование русского узорочья.

В этот период получили широкое распространение как гражданские сооружения, так и путевые резиденции царя. Огромное количество декоративных деталей совмещалось с шатровым оформлением построек.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Интересным образцом русского узорочья может служить Храм Богородицы в Путинках. Здание было построено в 1652 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Храм был оформлен в шатровом стиле, его проект постоянно дополнялся новыми деталями. Примечательно, что данное религиозные сооружение является последним шатровым храмом в Москве.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках также является уникальным примером русского узорочья. Строительство церкви было завершено в 1651 году. Считается, что церковь является своего рода образцом для некоторых последующих религиозных объектов. Особое внимание к себе притягивает южный фасад здания: белокаменный цоколь и основной объем, богато украшенный в стиле русского узорочья.

Следует отметить Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в стиле «московского барокко». В красно-белом фасаде проявляется элегантность и сдержанность здания. Примечательно, что в конструкции здания сочетается шатровый стиль и традиционная пятиглавая структура.

Декор

Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.

Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.

Последствия развития стиля

Как уже отмечалось выше, русское узорочье положило начало развитию так называемого «московского барокко» во второй половине XVII века. В полной мере этот архитектурный стиль сформировался в последние десятилетия XVII века.

В зависимости от правителей с течением времени выделяют несколько видов этого стиля:

  • нарышкинское барокко;
  • петровское барокко;
  • елизаветинское барокко.

Московское барокко можно назвать начальной стадией перехода от русского узорочья к барокко. Главной особенностью стиля было сочетание национальных мотивов (простоты линий и «плоскости» зданий) с заимствованными архитектурными особенностями (например, из Великого княжества Литовского в барочном стиле).

Общими особенностями подвидов московского барокко можно назвать двухцветность (в зданиях обычно сочетался красный кирпич и белый камень), а также яркость храмов. Следует отметить внутреннюю отделку зданий, которая включала в себя как русские узоры, так и элементы западной культуры.

Примеры

  • Теремной дворец в Московском Кремле.
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652 годы, Москва). Вытянутый с севера на юг четверик увенчан тремя шатрами; кубообразный придел Неопалимой купины покрывает горка кокошников с шатриком на барабане, между ними — двухярусная шатровая колокольня. Помещение церкви и Неопалимовского придела перекрыты сомкнутыми сводами. В конце XVII века пристроена одностолпная трапезная и шатровое крыльцо. Наследуя некоторые черты архитектуры XVI века, церковь является одним из ярких примеров узорочья в Москве[7]
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках, фото конца XIX в.

  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках, рисунок С. У. Соловьёва, 1890-е гг.
  • Церковь Троицы в Никитниках (1628—1653 годы, Москва)
  • Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (1654 год, Москва)
  • Церковь Знамения за Петровскими воротами (1680 год, Москва). Двухсветный куб основного помещения церкви покрыт двумя рядами кокошников, завершён пятью глухими главами; с запада соединён с трапезной и шатровой колокольней. С северной стороны к трапезной примыкает Климентовский придел, изначально также пятиглавый. Декор фасадов включает карнизы, килевидные кокошники и полуколонки. Яркий пример узорочья третьей четверти XVII века[7].
  • Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
  • Церковь Одигитрии в Вязьме[2]
  • Спасский собор (Нижний Новгород)
  • Церковь Троицы в Никитниках

  • Церковь Константина и Елены, Вологда. Фото не позднее 1907 г.

  • Церковь Константина и Елены (Вологда) (около 1690 года). В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас[8]. Двухсветный куб основного холодного храма стоит на подклете, который служит помещением для тёплой церкви. Общий план и силуэт здания практически симметричен за счёт равных по размеру прямоугольной алтарной части и трапезной. Шатровая колокольня, примыкающая к трапезной, состоит из трёх ярусов-восьмериков. Декор типичен для узорочья — кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни, расписной перспективный портал верхней церкви, шатровое в прошлом крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой.

См. также

  • Русское барокко
  • Псевдорусский стиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.