(московское узорочье) архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Содержание 1 История 2 Основные…
История
Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы.
Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.
Указывается также на возможные глубокие языческие корни получивших широкое распространение шатров.
В развитии стиля выделяют два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича)[1][2].
Начиная с середины XVII века русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко, иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются[3][4]
В XIX веке русское узорочье — источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма.
В начале XX века — один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна.
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1318986
Основные характеристики
Композиция
На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.
Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии.
Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции[5]. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.
Кровли
Шатровые завершения храмов, колоколен и покрытие крылец. Два или три шатра у таких храмов как правило не имели конструктивного значения, а являлись декоративным элементом. Сходными по архитектурному решению памятниками являются церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде и другие[6].
Барабаны пятиглавия обычно были глухими, также как и шатры, являясь декоративным элементом (в отличие от световых барабанов).
Бочкообразные кровли.
Крыльцо
Шатровое покрытие. Ползучее крыльцо. Гирьки.
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1318986
Узорочье в архитектуре
Начало московскому узорочью было положено в Филях, Хамовниках и Пыжах, где были созданы такие уникальные объекты архитектурного наследия, как Храм Николая Чудотворца, Церковь Святого Николая и др.
Ранний и поздний периоды развития русского узорочья были связаны с правлением Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. В целом политика этих правителей была направлена на развитие и совершенство архитектурного стиля в стране, хотя его характеристики и противоречили сложившимся архитектурным традициям XVI века. В некоторой степени это повлияло на формообразование русского узорочья.
В этот период получили широкое распространение как гражданские сооружения, так и путевые резиденции царя. Огромное количество декоративных деталей совмещалось с шатровым оформлением построек.
Рисунок 2. Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интересным образцом русского узорочья может служить Храм Богородицы в Путинках. Здание было построено в 1652 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Храм был оформлен в шатровом стиле, его проект постоянно дополнялся новыми деталями. Примечательно, что данное религиозные сооружение является последним шатровым храмом в Москве.
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках также является уникальным примером русского узорочья. Строительство церкви было завершено в 1651 году. Считается, что церковь является своего рода образцом для некоторых последующих религиозных объектов. Особое внимание к себе притягивает южный фасад здания: белокаменный цоколь и основной объем, богато украшенный в стиле русского узорочья.
Следует отметить Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в стиле «московского барокко». В красно-белом фасаде проявляется элегантность и сдержанность здания. Примечательно, что в конструкции здания сочетается шатровый стиль и традиционная пятиглавая структура.
Источник: http://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/stili_arhitektury/russkoe_uzoroche/
Декор
Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.
Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1318986
Последствия развития стиля
Как уже отмечалось выше, русское узорочье положило начало развитию так называемого «московского барокко» во второй половине XVII века. В полной мере этот архитектурный стиль сформировался в последние десятилетия XVII века.
В зависимости от правителей с течением времени выделяют несколько видов этого стиля:
- нарышкинское барокко;
- петровское барокко;
- елизаветинское барокко.
Московское барокко можно назвать начальной стадией перехода от русского узорочья к барокко. Главной особенностью стиля было сочетание национальных мотивов (простоты линий и «плоскости» зданий) с заимствованными архитектурными особенностями (например, из Великого княжества Литовского в барочном стиле).
Общими особенностями подвидов московского барокко можно назвать двухцветность (в зданиях обычно сочетался красный кирпич и белый камень), а также яркость храмов. Следует отметить внутреннюю отделку зданий, которая включала в себя как русские узоры, так и элементы западной культуры.
Источник: http://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/stili_arhitektury/russkoe_uzoroche/
Примеры
- Теремной дворец в Московском Кремле.
- Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652 годы, Москва). Вытянутый с севера на юг четверик увенчан тремя шатрами; кубообразный придел Неопалимой купины покрывает горка кокошников с шатриком на барабане, между ними — двухярусная шатровая колокольня. Помещение церкви и Неопалимовского придела перекрыты сомкнутыми сводами. В конце XVII века пристроена одностолпная трапезная и шатровое крыльцо. Наследуя некоторые черты архитектуры XVI века, церковь является одним из ярких примеров узорочья в Москве[7]
-
Церковь Рождества Богородицы в Путинках, фото конца XIX в.
-
Церковь Рождества Богородицы в Путинках, рисунок С. У. Соловьёва, 1890-е гг.
- Церковь Троицы в Никитниках (1628—1653 годы, Москва)
- Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (1654 год, Москва)
- Церковь Знамения за Петровскими воротами (1680 год, Москва). Двухсветный куб основного помещения церкви покрыт двумя рядами кокошников, завершён пятью глухими главами; с запада соединён с трапезной и шатровой колокольней. С северной стороны к трапезной примыкает Климентовский придел, изначально также пятиглавый. Декор фасадов включает карнизы, килевидные кокошники и полуколонки. Яркий пример узорочья третьей четверти XVII века[7].
- Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
- Церковь Одигитрии в Вязьме[2]
- Спасский собор (Нижний Новгород)
-
Церковь Троицы в Никитниках
-
Церковь Константина и Елены, Вологда. Фото не позднее 1907 г.
- Церковь Константина и Елены (Вологда) (около 1690 года). В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас[8]. Двухсветный куб основного холодного храма стоит на подклете, который служит помещением для тёплой церкви. Общий план и силуэт здания практически симметричен за счёт равных по размеру прямоугольной алтарной части и трапезной. Шатровая колокольня, примыкающая к трапезной, состоит из трёх ярусов-восьмериков. Декор типичен для узорочья — кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни, расписной перспективный портал верхней церкви, шатровое в прошлом крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой.
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1318986
См. также
- Русское барокко
- Псевдорусский стиль
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1318986