Соляной городок. Совершенно та же Википедия. Только лучше.
Использование
- С 1710-х годов — Партикулярная верфь. С тех времён сохранилось здание Пантелеимоновской церкви.
- С 1780-х годов — склады соли и вина (проект Ф. И. Волковa).
- 1870 — Всероссийская промышленная выставка (1870)
После выставки в зданиях был размещён крупнейший в России комплекс музеев, в том числе:
- Павильоны Русского технического общества
- Музей прикладных знаний (улица Пестеля/Пантелеймоновская, 2)
- Сельскохозяйственный музей (Гангутская улица, 1). Построен в 1876—1879 годах по проекту архитектора И. С. Китнера и инженеров О. Е. Креля и С. Б. Лукашевича.
- Кустарный музей (Соляной переулок, 9). Построен в 1901—1903 годах по проекту П. П. Трифанова.
В конце XIX века на месте восточного корпуса городка были построены:
- Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (в советское время носившее название Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, известное как «Мухинское училище»)(Соляной переулок, 13). Построено в 1878—1881 годах по проекту А. И. Кракау и Р. А. Гёдике.
- Музей декоративно-прикладного искусства училища Штиглица (Соляной переулок, 15). Построен в 1885—1896 годах по проекту М. Е. Месмахера, возглавившего Училище.
В 1946—1952 годах в зданиях Соляного городка располагался Музей обороны Ленинграда, воссозданный в 1989 году в здании бывшего Кустарного музея как Музей обороны и блокады Ленинграда. Он начинался как выставка, посвященная обороне и блокаде Ленинграда, еще в годы Великой Отечественной войны и собрал уникальную коллекцию предметов города-фронта, но через несколько лет после войны был закрыт[1] в рамках репрессий по так называемому Ленинградскому делу – уголовному политически мотивированному преследованию руководителей города времен войны, которые якобы приписали себе особые заслуги и обороне города особую роль. Музей был закрыт, а здание передано учреждению Министерства обороны СССР. В годы перестройки жертвы политических репрессий из числа руководства города были реабилитированы, а музей получил право на воссоздание, но немало экспонатов было утрачено и большая часть здания осталась[1] за военными, в результате чего музей получил лишь небольшие площади для выставок, хранения экспонатов и научной работы. Общественностью предпринимались шаги по убеждению властей увеличить площади музея. Из-за технических сложностей вывода военных из здания рассматривались возможности размещения музея в других местах города с постройкой для него современных зданий – поблизости от Пискарёвского мемориального кладбища, в комплексе с Московским парком Победы (также местом блокадных захоронений) и недалеко от Смольного. Для последней из упомянутых локаций был проверен архитектурный конкурс, но концепция нового места музея не была четко задана. Тем временем попытки освободить для составления музея на его историческом месте здание Соляного городка со стороны общественности продолжались, и в 2020г. такая договоренность была достигнута, и помещения для музея выкупил Комитет имущественных отношений правительства города[1]. В 2021г. в Соляном городке появится Центр изучения истории Ленинградской битвы и блокады Ленинграда — Институт истории обороны и блокады Ленинграда.[2]

Вход в музей
Источник: http://wiki2.org/ru/Соляной_городок
982-40-19, 985-49-33, 984-32-05
Пешеходная экскурсия «Соляной городок. Музей Штиглица»
Экскурсия в Музее прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица
Гид — по расписанию — сотрудник музея
Даты поездок: по расписанию —
Соляной городок – историческое название района Санкт-Петербурга, когда-то связанного с определенной производственной и торговой деятельностью.
Квартал включает в себя здания Академии им. А.Л. Штиглица, нескольких музеев, Пантелеймоновской церкви, каждое из которых обладает своей собственной историей при этом, являясь, часть большого комплекса, ограниченного набережной Фонтанки, Гангутской улицей, Соляным переулком и улицей Пестеля.
Здание музея – уникальный памятник архитектуры периода историзма. Автор проекта — известный петербургский зодчий Максимилиан Егорович Месмахер (1842 – 1906). Сегодня фонды музея насчитывают более тридцати пяти тысяч предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Обширное собрание включает западноевропейский фарфор и восточную керамику, интереснейшие образцы мебели XVI – XIX веков, уникальную коллекцию русских изразцовых печей XVIII века, художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы второй половины ХХ века.
Экспозиция, развернутая в четырнадцати залах и галереях первого этажа исторического здания музея, представляет около 2000 экспонатов. В Аванзале, открывающем экспозицию, можно увидеть временные выставки из фондов музея. В малых Итальянских галереях показаны уникальные образцы мебели различных исторических периодов. В зале «Теремок» экспонируются предметы русского прикладного искусства: костюмы, коллекция русских этнографических кукол, набоек, изделия из кованого металла, мебель. Широко и разнообразно представлено собрание западноевропейской керамики и фарфора: немецкие «штайнгуты» XVI – XVIII веков, итальянская майолика XVI века, уникальный берлинский, мейсенский и севрский фарфор XVIII столетия и многое другое.
В фонд изобразительного искусства Музея прикладного искусства СПГХПА им. А.Л. Штиглица входят семь фрагментов росписи потолка Колонного (Большого) зала Таврического дворца, выполненной в 1819 г. по проекту К.И. Росси известным живописцем-декоратором, выходцем из Италии, Карлом Ивановичем Скотти (1776-1830).
В фондах музея более тридцати пяти тысяч предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Западноевропейский фарфор и восточная керамика, интереснейшие образцы мебели семнадцатого-девятнадцатого веков, уникальную коллекцию русских изразцовых печей восемнадцатого века, художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы второй половины двадцатого века.
Мы приглашаем Вас на интереснейшаую Обзорную экскурсию по Музею прикладного искусства, попасть на которую можно только в составе группы.
Экскурсия предполагает знакомство посетителей с историей Музея академии и различными произведениями прикладного искусства: предметами мебели, изделиями из металла, фарфора, расписными античными вазами и многими другими. Экскурсия проходит в уникальных интерьерах XIX века, которые сами по себе представляют интерес для жителей и гостей нашего города. Целью данной экскурсии является создание общего впечатления о музее, его коллекции и интерьерах.
Экскурсия продолжительностью примерно 1,5 часа .
Программа:
Выходной день:
14.45 Сбор на Соляном переулке, д. 13-15.
16.30 Окончание экскурсии.
В программе (650): заказная экскурсия в музее Театрального и музыкального искусства с входными билетами.
Музей прикладного искусства в Академии имени Александра Штиглица — один из самых интересных музеев Петербурга, хранилище лучших образцов мирового декоративно-прикладного искусства.
Россия всегда была богата меценатами. Кто-то жертвовал на храмы, кто-то содержал на свои средства журналы и типографии, кто-то создавал галереи шедевров изобразительного искусства… А вот барон Штиглиц тратил деньги на просвещение. Сейчас дизайнеров готовит практически любое учебное заведение в стране, пекут, что называется, как блины. В дореволюционной России это был товар штучный, и потому мастера получались уникальные. Одно из центральных учебных заведений этого направления было основано в 1878 году — на пожертвования и по инициативе крупного промышленника Александра Штиглица, который вложил 5 миллионов рублей в училище технического рисования и еще больше — в музей при нем, чтобы студенты могли всегда видеть перед собой лучшие образцы мирового прикладного искусства. Здание музея возводилось знаменитым архитектором Максимилианом Месмахером, которому удалось в богатейшем облике строения воплотить обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Залы отражают стили разных стран и эпох, а большое выставочное помещение с огромным стеклянным куполом напоминает внутренний двор богатого итальянского палаццо. Музей прикладного искусства имени Александра Штиглица обладает богатейшей коллекцией предметов искусства из стекла, фарфора, металла и текстиля. Училище, которое основал Штиглиц, до сих пор существует рядом с музеем и тоже носит его имя, но уже доросло до статуса Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. Общая площадь музея составляет около 4 тысяч квадратных метров. Он принимает в год свыше 15 тысяч посетителей, содержит более 30 тысяч единиц хранения, из которых 16 тысяч находятся в основном фонде. На его территории расположены сувенирная лавка, кафе и лекторий. Попасть в музей можно организованной группой в рамках экскурсии.
Соляной городок в Петербурге — небольшой квартал в центре города рядом с Летним садом, Марсовым полем и Михайловским замком, ограниченный набережной Фонтанки, Гангутской улицей, Соляным переулком и улицей Пестеля. Этот квартал получил свое название по складам соли, расположенным в постройках на территории городка до середины XIX века.
История этого района началась в 1710-х годах, когда здесь находилась Партикулярная верфь, на которой строились здесь небольшие гражданские суда. От комплекса верфи до наших дней сохранилось здание Пантелеймоновской церкви.
К концу XIX столетия Соляной городок приобрел статус своеобразного центра культурной и общественной жизни Петербурга. В 1870 году постройки Соляного городка были задействованы для проведения Всероссийской промышленной выставки, а затем в них разместился культурно-просве тительский центр, ставший на тот момент крупнейшим в России. Тогда же здесь открылось знаменитое Училище технического рисования барона Штиглица.
Строительство и отделка здания на территории бывшего Соляного городка (квартала складов соли) продолжались 10 лет. Совет Училища констатировал: «Сооружение музея, благодаря чрезвычайному усердию, выходящей из ряду талантливости, необыкновенной добросовестности и примерному трудолюбию директора училища М.Е. Месмахера, увенчалось полнейшим во всех отношениях успехом».
Газета «Всемирная иллюстрация» писала: «Внимание каждого проходящего по шумной Пантелеймоновско й улице [ныне ул. Пестеля] в С.-Петербурге … невольно останавливается на здании, которое высится рядом с церковью св. Пантелеймона и приятно поражает зрителя своим истинно монументальным видом и, обняв взором его фасад, исполненный из тесаного песчаника, убеждаешься, что имеешь перед собой музей или, вернее, храм славы прикладных художеств… гармония пропорций его частей и какое-то особенно приятное сочетание на этом фасаде архитектуры и скульптуры … заставляют каждого видевшего подобные здания не только в России, но и за границею охотно признать, что другого такого музея прикладных искусств нет нигде и что здание музея несравненно лучше подобных учреждений за границей — в Берлине, Вене и Лондоне».
Торжественное открытие лучшего в России музея декоративно-прикладного искусства состоялось в 1896 году. В празднике открытия музея принимала участия императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники И.Е. Репин, молодые К.С. Петров-Водкин и А.П. Остроумова-Лебед ева, старик писатель Д.В. Григорович.
Когда-то музей состоял из 30 залов, оформление которых было подобрано в соответствии с тематикой экспозиции. На сегодняшний момент музей занимает 14 залов и галерей и насчитывает около 2 тыс. экспонатов. Экспозиция размещается на первом этаже здания музея. В доступных для обозрения залах можно увидеть памятники Античности, Средневековья и Возрождения, произведения западноевропейск ого и русского прикладного искусства XVI-XVIII века. Нас ждет интереснейшая 2-х часовая экскурсия, попасть на которую можно только в составе группы.
Однодневные поездки: +7 (812) 982-40-19
Зарубежные и многодневные поездки по России: +7 (812) 985-49-33
Корпоративные клиенты и прием групп в Санкт-Петербурге: +7 (812) 984-32-05
Время работы: 11-19, будни. Время визита просим оговорить заранее.
Форма «ЗАПИСЬ НА ПОЕЗДКУ» http://www.grad-petrov.ru/palom/ «+» слева
Наша группа ВКОНТАКТЕ: http://vk.com/palomgradpetrov
Контакты
Источник: http://grad-petrov.ru/palom/odnodnevnye-poezdki/solyanoj-gorodok/
Фотографии
Добавить фотографию
Источник: http://rutraveller.ru/place/36666
Современное состояние
Архитектурный ансамбль давно находится в аварийном состоянии. В 2015 году Министерство культуры выдало городским властям предписание остановить обветшание Соляного городка «внутри и снаружи», в особенности разрушение кариатид на фасадах, однако указание это было проигнорировано[3].
Источник: http://wiki2.org/ru/Соляной_городок
Описание места
Соляной городок — комплекс исторических зданий в центре Петербурга, это квартал, сформированный набережной Фонтанки, Соляным переулком, а также улицами Гангутской и Пестеля. Свое название этот квартал получил благодаря расположению здесь вплоть до середины XIX века складов соли и вина.
История этого района началась в 1710-х годах, когда здесь находилась Партикулярная верфь, на которой строились здесь небольшие гражданские суда. По указу государя следовало изготовить таких судов в большом количестве и раздать всем представителям знати. Таким образом Петр I стремился приучить людей использовать суда “как кареты и коляски, а не как навозные телеги”. От комплекса верфи до наших дней сохранилось здание Пантелеймоновской церкви.
К концу XIX столетия Соляной городок приобрел статус своеобразного центра культурной и общественной жизни Петербурга. На его территории разместились различные учреждения культуры – Педагогический музей, Техническое общество, где регулярно проводились публичные лекции. В 1870 году постройки Соляного городка были задействованы для проведения Всероссийской промышленной выставки, а затем в них разместился культурно-просветительский центр, ставший на тот момент крупнейшим в России.
Источник: http://rutraveller.ru/place/36666
Оценки гостей
Историческая ценность
Хорошо, 4.50
Удаленность от центра
Хорошо, 4.00
Инфраструктура
Хорошо, 4.00
Криминальная обстановка
Хорошо, 4.50
Многолюдность
Хорошо, 4.00
Все оценки – 1 Добавить оценку
Источник: http://rutraveller.ru/place/36666
Источники
- Статья в энциклопедии Санкт-Петербург
Из статьи:
- Куферштейн Е. З. Соляной городок // Петербургские чтения, 98—99. СПб., 1999. С. 81—83.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Источник: http://wiki2.org/ru/Соляной_городок
Церковь Святого Пантелеймона
Рядом с Училищем Штиглица стоит церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона (ул. Пестеля, 2а), возведенная в 1739 г. на углу Соляного переулка и Пантелеимоновской улицы, которая сейчас называется улицей Пестеля. Второе название церкви – Гангутская.
История храма, как говорилось выше, началась со строительства партикулярной верфи. В 1721 г. для ее работников построили деревянную церковь Святого Пантелеимона. Новый каменный храм заложен по проекту, предположительно, архитектора И.К. Коробова рядом со старой деревянной в 1734 г.
Через пять лет строительные и отделочные работы завершились, и 27 июля, в день памяти святого Пантелеимона, храм освятили.
С архитектурной точки зрения это здание в стиле барокко достаточно типично для своего времени: одноглавое бесстолпное строение с трапезной и колокольней по фасаду украшено пилястрами дорического ордера. Гранёный купол с небольшой главкой в виде луковицы покоится на восьмигранном барабане, а шпиль колокольни венчает небольшую главку.
В 30-х гг. XIX столетия церковь капитально перестроили под руководством архитектора В.И. Беретти. Прямой потолок зодчий заменил деревянными сводами, которые поддерживают восемь каменных колонн с облицовкой из искусственного мрамора. На куполе появились росписи, а на фасаде установили мраморные барельефы работы скульптора А.В. Логановского. В 1875 г. с северной стороны алтаря к зданию пристроили ризницу, а с южной возвели притвор. Позднее храм неоднократно реставрировали и ремонтировали.
Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона с самого начала являлась своеобразным памятником, посвящённым морским победам Русского военного флота, в частности разгрому шведов при Гангуте и Гренгаме 27 июля 1720 г. Большие мемориальные доски на фасаде здания перечисляют воинские части и гребные суда, участвовавшие в том сражении.
Некоторое время в XX в. в храме размещалась выставка «Гангутская слава», подробно рассказывавшая историю морского сражения. В 1946 г. по проекту архитекторов В.А. Каменского и А.А. Леймана на фронтоне соседнего с церковью дома открыли мемориал в память о героических защитниках полуострова Ханко, русское название которого – Гангут.
Пусть слово в слово входит круто,
Пусть будут камнями слова.
Пусть слава русского Гангута
Вовек останется жива.
М.А. Дудин
Источник: http://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-6.html
Похожие места
Все похожие места на Соляной городок в Санкт-Петербурге
Источник: http://rutraveller.ru/place/36666