Станет ли виртуальная реальность альтернативой настоящим путешествиям


Музей в виртуальной реальности позволяет наслаждаться арт-объектами и историческими экспонатами, находясь в любой точке мира и в любое время. Цифровые музеи Европы.

08 The Grand Canyon Experience

VR в архитектуре для презентаций

VR-платформы: HTC Vive, Oculus Rift, OSVR

Разработчик: Immersive Entertainment

Приложение позволит совершить виртуальную прогулку на мотоцикле или на каяке по Большому каньону. Вы настраиваете тур в соответствии со своими предпочтениями.Можно выбрать дневное или ночное путешествие, задать маршрут, контролировать скорость передвижения.

К сожалению, управление транспортом недоступно. Поездка идет по заданным разработчиками «рельсам». Но вы сможете остановиться в разных точках и посмотреть пейзаж. Для этого зажмите кнопку регулятора скорости.

За время пребывания в виртуальной среде вы насладитесь видами и звуками дикой природы, которые практически неотличимы от реальных. Представьте себе, вы даже сможете приманить и покормить рыбу!

Тур короткий. В нем нет исторической или биологической справки. Если вам интересен фактаж, то «The Grand Canyon Experience» явно не для вас. Но если вы просто хотите побыть в качественной виртуальной среде, то скачивайте приложение в Steam Store или в магазине Oculus Home.

10 важных недостатков VR

aae4549097a878a1fd074ced93597ef9.png

На практике все преимущества VR нивелируются несколькими проблемами и ограничениями, с которыми сталкиваются музейные специалисты. Они связаны с отсутствием социального взаимодействия, кадровыми и учебными потребностями, стоимостью, доступностью, практическими и техническими проблемами, качеством графики, выставочным потоком, отвлечением внимания и принятием технологий.

1. Изоляция в VR

f7dca9680319d049e8afcebe7ed9b634.png

Обычно VR-продукты предназначены для одного пользователя. Они отрезают посетителя от остальной среды и не допускают никакого взаимодействия между людьми. Поскольку большинство людей приходят в музей в составе пары или группы, желание поделиться ощущениями и пообщаться является важным элементом посещения. Этому желанию препятствуют VR-гарнитуры. Это особенно актуально для музеев, ориентированных на семьи и группы.

2. Вопросы обучения

Несмотря на то, что термин «виртуальная реальность» появился несколько десятилетий назад, пользоваться очками виртуальной реальности или иными VR-устройствами умеют немногие. Путь в виртуальную реальность начинается уже в тот момент, когда посетитель только увидел VR-устройства. На практике большинству посетителей приходится объяснять, как ими пользоваться. 

Многие музейные специалисты не имеют опыта участия в разработке VR-проектов. В то же время необходимо уметь обращаться с оборудованием и устранять его неисправности. Музеи вынуждены нанимать дополнительных технических специалистов и обучать музейных работников, чтобы путь посетителя по музею был плавным и позитивным.

Подготовка специалистов может быть обширной, поскольку виртуальная реальность должна быть интегрирована в концепцию музея, его маркетинговую активность и разрабатываться под руководством кураторов. В любом случае, возникают трудности финансового и организационного характера.

3. Музей и финансы

13e43a6a184d1844d3ae833a9c8a5de3.png

Часто конечная стоимость VR-проекта становится недоступной музеям. Она складывается из следующего минимума: оборудование, дополнительный персонал, расходы на ремонт и техническое обслуживание. Особенно большой проблемой во многих случаях становятся кадровые потребности. Поэтому VR скорее используется для временных выставок, поскольку затраты на поддержание VR-проекта на постоянной основе непомерно высоки.

4. VR и люди с особенностями

VR не дружелюбна к пользователям с ограниченными возможностями, например, по зрению или слуху. Это становится проблемой в тех случаях, когда виртуальная реальность заменяет другие средства интерпретации.

5. VR и дети

f77a72906ace46006819202613e982b1.png

В большинстве случаев производители VR-устройств не рекомендуют пользоваться оборудованием детям младше 12 лет. В некоторых случаях ограничения могут быть еще строже. Объяснить детям, что не так с VR, довольно сложно. Это вызывает разочарование у семей с детьми, а значит, существенное сокращение аудитории музея или VR-проекта.

6. Медицинские ограничения

С момента начала пандемии остро встал вопрос гигиены. Все необходимое оборудование требует регулярной чистки.

К вопросам здоровья относятся и такие медицинские ограничения, как головокружение от использования шлема виртуальной реальности или иных VR-устройств. Проблема заключается в отсутствии отраслевых стандартов для контента и устройств VR. 

7. Технические ограничения

9fb1a4781023b5f5717f54fded37111a.png

Возможности применения ограничиваются сроком службы батареи, перегревом портативных устройств, дальностью проводного или беспроводного соединения. При использовании нескольких VR-гарнитур для группового сеанса возникнут трудности с помехами и настройкой  Bluetooth и Wi-Fi.

8. Эстетика в VR

Для виртуальной реальности в музеях, в отличие от развлекательных аттракционов, крайне важна эстетика и качество графики. Уровень реалистичности графики влияет на степень виртуального присутствия и ощущений пользователя. 

На деле графика, используемая для создания иммерсивных миров на картинах, все еще довольно неубедительна. Это становится серьезным недостатком для художественных музеев, которые уделяют большое внимание эстетике. Например, вы можете использовать живопись Рембрандта в качестве источника вдохновения, но в виртуальном мире у вас получится создать лишь жалкое подобие его картин.

9. Вопросы организации впечатлений

Большая популярность VR-проекта в музее может стать проблемой, если возникают очереди из посетителей. Ее можно решить с помощью системы бронирования. Но при выходе техники из строя работа музея приходит к коллапсу. Это особенно чувствительно, если VR является центральным звеном выставки или всего музея.

10. VR ради VR

Наконец, посетители могут слишком сильно отвлекаться на VR-технологии, в результате чего инновации сами по себе могут затмевать музейные объекты и повествования.

Этап 1. Сценарий и техническое задание

Сначала мы вместе с Вами пишем сценарий, продумываем путь пользователя, что мы хотим ему показать. Нужны ли актеры, какая нужна озвучка, нужно ли показать какую-то дополнительную информацию – всё решается на этом этапе. Также продумывается уровень интерактивности, как много нужно будет делать пользователю своими руками.

Иногда имеет смысл взять продвижение пользователя по VR-экскурсии полностью под свой контроль – например, если мы хотим,
чтобы презентация занимала фиксированное время, или есть ключевые точки и информация, которую обязательно нужно показать. Тогда мы сшиваем съемку разных
участков в единый ролик. Так, например, было сделано с VR-экскурсией по Экспофоруму в Санкт-Петербурге.

Если у нас нет ограничений по времени, и мы хотим дать пользователю больше свободы – можно сделать
перемещение между точками произвольным. По такому принципу нами был построена виртуальная экскурсия по платформе Приразломная, которую мы создали для компании
«Газпром Нефть Шельф». Мы объединили более 250 фото- и видеопанорам и расставили навигацию с указателями к самым интересным местам. В
результате получили VR-приложение, в котором можно своими глазами посмотреть как на технологические процессы, так и на жизнь персонала на платформе.
Просмотр всех точек такого тура может занять более часа.

Также к экскурсии можно добавить интерактив: например, при наведении курсора (на компьютере) или указателя (в VR) на какой-то важный объект, он подсвечивается, и выводится инфографика по объекту.

Важный момент: 3D-экскурсия, встроенная в сайт, не всегда может быть запущена в VR-очках. У нас был случай,
когда клиент обратился с просьбой запустить в VR-шлемах, казалось бы, готовый 3D-тур, который был установлен на сайте. Этот тур делали
не мы, оказалось, что VR-модуль не был подключен, нам пришлось дорабатывать его, чтобы запуск в VR-очках стал возможен. И наоборот,
встроить в сайт сложную интерактивную VR-экскурсию, разработанную под VR-очки, – не всегда простая задача. Результатом первого подготовительного этапа будет готовое
техническое задание, по которому и будет создаваться VR-тур.

О VR

Многие гиганты Facebook, Google, Intel, NVideo, Apple, Sony, Samsung, HTC и др. вложили колоссальные инвестиции в VR. Виртуальная реальность уже реализуется в следующих сферах: игровой, аттракционов, недвижимости, промышленном травматизме, туризме.

Рост популярности VR-туризма

В течение многих лет авиалинии, туристические агентства и эксперты по туризму использовали технологию VR, чтобы предлагать направления для потенциальных клиентов. Влияние COVID-19 может позволить этой технологии выйти за рамки простого маркетингового инструмента. Так считает Ральф Холлистер, аналитик по туризму, ранее написавший отчет об индустрии VR-туризма.

Виртуальные путешествия уже переживают всплеск популярности. Валерий Кондрук, генеральный директор VR-компании Ascape, отметил, что загрузка приложений начала расти с декабря (традиционно самый загруженный месяц), а в январе удвоилась. Сейчас количество загрузок выросло на 60%. По словам Кондрука, все больший интерес к технологии проявляется со стороны педагогов и тех, кто работает в домах престарелых, даже несмотря на то, что авиакомпании и туристические агентства, которые обычно приобретают VR-контент Ascape, приостановили все сделки.

Кому нужны экскурсии с поддержкой очков VR?

В первую очередь – это агенты по недвижимости. Среди них многие пока еще работают по старинке, совершенно не обращая внимание на современные технологии. И кстати, у некоторых это прекрасно получается без всяких очков VR. Другие же – находятся в постоянном цейтноте между переговорами и показами.

Если у агента в работе имеется сразу несколько объектов недвижимости, которые надо продать, то жизнь превращается в нескончаемую череду разъездов. Причем в большинстве случаев – безрезультатных. Потенциальный клиент приходит на просмотр, обходит помещения, цокает языком, подмечает недостатки и бесследно исчезает, на прощание пообещав подумать. Вероятность того, что со временем он станет реальным покупателем, практически равна нулю. Результат – недвижимость не продана, но потрачена уйма времени и нервов.

Виртуальная экскурсия по объекту недвижимости, особенно с функцией поддержки очков виртуальной реальности, позволяет проводить реальные показы только для тех, кто уже реально заинтересовался квартирой или домом и имеет вопросы и встречные предложения. Разместив ссылку на экскурсию в тексте объявления, риэлтор позволяет всем заинтересованным осмотреться в помещениях, послушать голосовое пояснение по каждому из них и сразу отсеять тех людей, которые попадут на показ случайно, заинтересовавшись парой-тройкой фотографий в объявлении.

Для агента это большая экономия времени, сил, нервов и денег.

Следующими потенциальными пользователями продуктов виртуальной реальности являются музеи и выставки. Нет необходимости говорить о том, что сейчас большинство людей ищет предварительную информацию о том или ином учреждении культуры в интернете. Люди смотрят фотографии, читают отзывы и уже после этого принимают решение о том, стоит ли посещать тот или иной музей или галерею.

Любая подобная организация крайне заинтересована в том, чтобы иметь постоянный поток посетителей. Разместив на своем сайте ознакомительную виртуальную экскурсию, особенно с поддержкой очков виртуальной реальности, учреждение культуры значительно увеличивает шансы попасть в поле зрения потенциальных посетителей и, безусловно, повышает свой статус в глазах высшего руководства.

Можно привести еще несколько примеров направлений, в которых виртуальная реальность нашла бы свое применение. Однако позвольте мне немного рассказать о том, как делаются подобные продукты и что требуется пользователю для их просмотра.

Sites in VR

Приложение поможет совершить виртуальный тур по городам мира. Изучить мечети, королевские парки, древние раскопки, галереи музеев теперь можно во всех подробностях. Приложение позволяет совершать обзорные экскурсии: зайти на Эйфелеву башню, попасть внутрь египетской пирамиды и даже прогуляться по поверхности Марса.

Приложение поддерживает 36 готовых вариантов VR-очков. Если в списке нет вашего устройства, идите в custom и сохраняйте пользовательские настройки. А панорамные снимки можно изучать и в обычном режиме — без всяких VR гаджетов.

Скачать бесплатно для Android или iOS.

Этап 2. Съемка

После того как готово техническое задание, следующий этап – реализация. К вам на объект приезжает оператор со
специальной камерой для съемки видео 360. Съемка видео для виртуальной реальности имеет отличия от классической съемки в 2D. Помимо оборудования,
которые по понятным причинам отличается, требуется и понимание как правильно снимать, так как стандартное 2D-видео мы смотрим на экране монитора,
а видео 360 мы смотрим как-будто находимся в эпицентре событий.

Задача оператора при съемки видео 360 – максимально погружать зрителя в ситуацию. Именно поэтому в VR лучше всего получаются динамические моменты, диалоги реальных людей, съемки с воздуха или необычные ракурсы. В этом и есть основная “фишка” таких видео, зритель полностью фокусируется на происходящем.

Что такое AR?

AR, в отличие от VR, не создает новых миров и реальностей, а дополняет то, что мы видим в реальном мире, новыми объектами или данными. Это похоже на то, как в фильмах человекоподобные роботы добавляют информацию об объектах и людях к своему зрению. 

82e0af66175033b1f78b77623b3449e9.png

Сегодня для этого достаточно включить AR-приложение музея на собственном смартфоне и погулять по выставке с включенной камерой гаджета. При этом выставку можно расположить прямо на улице или в том месте, где происходили описываемые события.

Виртуальная реальность не может обеспечить все ощущения

Туристы, как правило, менее ориентированы на простом исследовании местности и достопримечательностей. Они больше сосредоточены на новых впечатлениях и открытиях. Такой опыт пока невозможно воспроизвести в виртуальной реальности.

Виртуальная реальность предоставляет вам столько возможностей, сколько уже были разработаны до этого. Вы не сможете выбраться прогуляться ночью по незаметной улочке и открыть для себя малоизвестную достопримечательность или уютное заведение — конечно, если эти варианты уже не запрограммированы.

Фото: unsplash.com

Компании, которые создают виртуальные туры, часто скрывают многие вещи, чтобы предоставить наиболее приятный опыт свои клиентам. Вы вряд ли сможете сделать какое-то открытие для себя о жизнь в другой стране, ведь вам все предоставят в наилучшем свете.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.