Старая краснополянская дорога: наш отзыв, советы, фото, как добраться

Как добраться до участка старой дороги в Красную Поляну. Дорога “Пронеси Господи”. Как самостоятельно пройти маршрут. История старой дороги.

Старая дорога на Красную поляну «Господи, пронеси!» — вело-экскурсия

За месяц проживания в Сочи я повидал не мало — смотровые площадки, водопады, пляжи, горные каньоны, объекты Олимпиады, пещеры и черт знает что ещё. Многие популярные достопримечательности в окрестностях Сочи удалось посетить за это время, но знаете какие впечатления были для меня одними из самых ярких? Те, что я получил от крутейшего велотрекинга по старой дороге на Красную поляну из Адлера! Дорога эта весьма опасная и в народе её также называют «Господи, пронеси!».

В этой статье я расскажу вам, как можно посетить это необычное место с экскурсией, где её можно заказать и сколько это будет стоить. Также вы найдете множество крутых фотографий, включая редкие кадры заброшенной дороги на Красную Поляну сделанные с дрона. В общем, будет интересно.

Пригодится: лучшие экскурсии в Сочи | ТОП-5 частных гидов в Сочи | Все достопримечательности Сочи

Кстати, подписывайтесь на мой Инстаграм. Там я выкладываю только лучшие фотографии и истории из моих путешествий.

Старая дорога на Красную Поляну на карте Сочи

Если говорить сухим языком километража, то искомый кусок заброшенной дороги на Красную Поляну находится в ~16 километрах от самой Красной Поляны и в ~27 километрах от Адлера.

Координаты места: 43.606944, 40.041343

Вело-экскурсия по дороге «Господи, пронеси!» — где заказать, стоимость

На самом деле, об этой живописной дороге я узнал как раз-таки когда перебирал доступные в Сочи экскурсии на сайте Трипстер. Трипстер — это популярный экскурсионный портал, где помимо стандартных экскурсий есть также много уникальных программ от частных гидов. Вот там я и наткнулся на какие-то нереальные на первый взгляд фотографии поросших растительностью полуоткрытых тоннелей дороги Адлер — КП. Я люблю советскую заброшку, а тут, в купе с остальным антуражем, увиденное меня просто поразило. И тут же я решил — «ХОЧУ!».

Сама экскурсия, в рамках которой можно посетить данный участок дороги называется — «Велотрекинг в сочинских горах». Стоит она 5200 за 1-2 человек, но участие может принять до 10 туристов, тогда с каждого нового плюс 2600 рублей. Проводится она на велосипедах, т.к. на авто там просто не проехать, а на ногах и опасней и дольше, к тому же на великах успеете увидеть гораздо больше интересного. ВАЖНО: данная экскурсия, кажется, временно не проводится, пишите гиду напрямую по ссылке ниже и уточняйте, может быть по согласованию он согласится провести её для вас или предложит альтернативу со схожим маршрутом.

Проводит экскурсию гид Александр, у которого, кстати, есть и другие программы — можете посмотреть их кликнув по имени. Я хотел также сходить с ним на пик Бзерпи, но, к сожалению, тупо не хватило времени. Но сам гид — один из лучших, что я встречал, дико советую.

Экскурсия же действительно уникальная и больше по этому маршруту почти никто туристов не водит. Помимо дороги «Господи, пронеси!» вы также посетите красивый водопад «Пасть дракона», развалины старого храма и древней крепости. В общем, программа более чем насыщенная и ниже я расскажу свои впечатления о ней!

Экскурсия по заброшенной дороге на Красную Поляну — обзор Travel or Die

1. Экскурсия начинается из поселка Красная поляна, но сначала туда нужно добраться. Причем сделать это лучше часам к 9, так как прогулка предстоит довольно продолжительная и закончить её надо до темноты. Но мы привычно прослоупочили и до станции Эсто-Садок, ближайшей к Поляне, добрались лишь к 10:00. На Эсто-Садке, кстати, вышли только мы, вокзал выглядел пустынным примерно как в фильме Лангольеры.

Velotracking-Sochi-iphone-7221

2. Подождали автобус минут 10 и примерно к 10.30 добрались по адресу, указанному нашим гидом. Встретились, получили экипировку (шлемы), прошли небольшой инструктаж и оседлали наших железных коней. Кстати, если у вас нет своих велосипедов, то их также можно арендовать у Александра за отдельную плату. Сами велосипеды в хорошем состоянии и отлично подходят для данной экскурсии.

Velotracking-Sochi-iphone-7222

3. Финальная селфи перед стартом.

Velotracking-Sochi-iphone-7224

Путь до начала заброшенной дороги Адлер — Красная Поляна

4. Заброшенная часть дороги на Красную Поляну из Адлера — это, так сказать, самая мякотка всей экскурсии, но до этой мякотки вам нужно будет проехать около 15 километров. Хорошая новость — большая часть маршрута проходит по автомобильной дороге с идеальным покрытием и лишь изредка вы будете сворачивать на параллельные основному шоссе ответвления. Но и там покрытие весьма удобоваримое, так что сложностей с преодолением этих 15 км быть не должно. Более того, весомую часть из них вам даже не придется крутить педали, так как по сути вы все время будете катиться вниз. Главное тут — хорошие тормоза, а не физическая форма.

Velotracking-Sochi-canon-0294

5. Спустившись по улице ГЭС мимо какого-то техногенного озерца мы выехали на трассу и буквально через пару сотен метров совершили первую остановку возле памятника у реки Мзымта. Историю его я вам пересказывать не буду, лучше меня это сделает, при случае, Александр.

Velotracking-Sochi-iphone-7229

6. Вообще, на каждой остановке Александр рассказывал нам что-то интересное, причем делал это демонстрируя довольно внушительное знание предмета и общую эрудированность. Многие истории были просто на отвлеченные от экскурсии темы, связанные с историей региона, народностями его населяющих и населявших, да и просто за жизнь — было действительно интересно.

Velotracking-Sochi-canon-0291

7. Помимо довольно красивых видов с самой трассы на ущелье, по которому она проложена, на ответвлениях от дороги, куда мы периодически ныряли, тоже попадались всякие интересные штуки, как например этот небольшой водопадик под «очень» оригинальным названием Девичьи слёзы.

Velotracking-Sochi-iphone-7237

8. Проносились километры под колесами, а с ними сменялись, одни за другими, виды гор и лесов с с многочисленными размашистыми вкраплениями всего рукотворного — мостов, тоннелей, арок, эстакад, пролётов, линий электропередач. А ведь ещё какой-то десяток лет назад всего этого здесь не было…

Velotracking-Sochi-iphone-7238

9. Сейчас же природа и технологии идут друг с другом рука об руку.

Velotracking-Sochi-canon-0298

10. Олимпийский маскот на горе встречает прибывающих в Красную поляну.

Velotracking-Sochi-canon-0300

11. Мчим по какому-то леску.

Velotracking-Sochi-iphone-7244

12. Снова небольшой привал. Александр травит байки, Люба — слушает.

Velotracking-Sochi-canon-0310

13. Струячим дальше тенистыми аллеями.

Velotracking-Sochi-canon-0313

14. Выехали на кусок технической дороги вдоль ЛЭП.

Velotracking-Sochi-canon-0322

15. Местами видны следы обрушения горных пород в виде приличных таких валунов.

Velotracking-Sochi-iphone-7254

16. Следующая примечательная точка в маршруте — это поселок Чвижепсе, где также расположены одноименные минеральные источники. Но нас интересуют не они, мы проезжаем через мост над рекой Чвижепсе…

Velotracking-Sochi-iphone-7260

17. …и через пару км выезжаем к заброшенному отелю. Зачем мы здесь? — Ну, так, чисто потаращиться, да водицы испить…

Velotracking-Sochi-iphone-7262

18. Неподалеку от отеля также можно найти места выхода на поверхность родниковой воды, чем мы воспользовались и с радостью оной освежились.

Velotracking-Sochi-iphone-7265

19. Но мы все мчим к месту назначения следуя за нашим бравым гидом.

Velotracking-Sochi-canon-0334

20. Наконец, по правую руку пролетает небольшой поселок Кепша и мы упираемся в тоннель. По левую руку от него и находится съезд на заброшенную дорогу Адлер — Красная поляна.

Velotracking-Sochi-canon-0339

21. Съезжаем и любуемся большим вантовым мостом…

Velotracking-Sochi-iphone-7272

Дорога «Пронеси, Господь!»

22. Здесь и начинается самая интересная часть маршрута. То, ради чего затевалась вся экскурсия. Далее дорога пролегает строго по ущелью, где скалы нависают прямо над головой — это наиболее опасный участок и обвалы здесь отнюдь не редки.

Velotracking-Sochi-canon-0342

23. Следы падающих кусков породы на каждом углу — каска на голове должна быть надета на протяжении всей поездки по ущелью! Камни сыпятся каждый день, когда большие, когда маленькие. Всему виной перепады температуры, скальный массив сжимается и расширяется по утрам и вечерам, так что дневные поездки считаются вроде как наиболее безопасными. Хотя все это, конечно, относительно, по сути — как повезет, так что, опасность тут кругом!

Velotracking-Sochi-canon-0345

24. Кидаем последний взгляд назад, на вантовый мост, и с головой ныряем в ущелье.

Velotracking-Sochi-canon-0348

25. И тут же понимаем, что это провал, господа! Мы забыли бутерброды дома! Почти половина ширины дороги сползли к чертям в Мзымту. Причем провал ширится год от года — интересно, будут ли что-то делать, когда через 5-10 лет он вплотную подойдет к скалам, совсем отрезав возможности проезда.

Velotracking-Sochi-iphone-7276

26. Встречаются доисторические монументы — памятник 20 покрошенным в революционные времена красноармейцам. Покрошили их, надо понимать, отнюдь не сыплющиеся с небес камни…

Velotracking-Sochi-iphone-7282

27. Но вот и первый тоннель — небольшой, затравочный.

Velotracking-Sochi-iphone-7283

28. Тут мы решили сделать уже более основательный привал и перекусить. Достали с Любой свои легкомысленные бутерброды, тогда как Александр, делая вид, что попивает чай, сканирует обстановку на предмет потенциальных опасностей.

Velotracking-Sochi-iphone-7287

29. Запускаем дрон. Обратите внимание сколько обломков камней на крыше защитного тоннеля.

Velotracking-Sochi-mavic-0562

30. Удивительно, но эта весьма и весьма опасная дорога использовалась по назначению, как единственный путь из Адлера в Красную Поляну, на протяжении всего 20 века, с тех самых пор, как её запустили в эксплуатацию к концу века 19-го. Осилить бурение большого количества сквозных тоннелей во времена царской России видимо не смогли или не посчитали целесообразным, а Маск со своими тоннелями от Boring Company ещё не родился на свет, поэтому был сделан такой компромиссный вариант — прорублен путь по краю обрыва.

Velotracking-Sochi-mavic-0551

31. Но все же, один полноценный тоннель тут есть. Освещался он все время своего пользования только фарами въезжающих в его толщу автомобилей. На велосипеде пересекать его было не очень комфортно, к тому же я немного отстал от своей группы.

Velotracking-Sochi-canon-0354

32. А на выезде из него установлена икона — видимо в память о всех погибших или дабы оберечь путников.

Velotracking-Sochi-iphone-7330

33. Как раз рядом с тоннелем есть тропка, по которой можно спуститься к воде. Тут скалы совсем плотненько нависают над рекой. Вообще, без гида я бы на эту тропинку и не обратил бы внимание, спуск довольно неприметный.

Velotracking-Sochi-iphone-7304

34. А пока мы с Любой легкомысленно созерцаем ревущую стремнину, Александр напряженно вглядывается в толщу воды, готовый взять под контроль и тут же предотвратить любую опасность.

Velotracking-Sochi-canon-0356

35.

Velotracking-Sochi-iphone-7307

36. Кстати, в переводе с клингонского, Мзымта означает «бешенный». С виду вполне соответствует.

Velotracking-Sochi-iphone-7313

37. Также рядом есть небольшой выдающийся в сторону реки выступ, откуда тоже можно подзалипнуть на виды струящейся Мзымты и на один из защитных тоннелей. Ну, а пока мы с Любой залипаем, Александр высматривает, с какой из скал может прилететь опасность.

Velotracking-Sochi-iphone-7321

38. Наш вело-гэнг.

Velotracking-Sochi-iphone-7327

39. Взгляд со стороны. Тут можно заметить две любопытных детали — старую и уже недействующую башню линии электро передач на другом берегу реки и неглубокую выемку сразу за людьми — неудачную попытку продолбить траншею в скале под дорогу. В конце концов от этого отказались и проделали в скале тоннель без света, но с иконкой.

Velotracking-Sochi-mavic-0580

40. Общая длинна скального участка дороги «Господи, пронеси!» относительно небольшая — всего 3 километра. Но как вы наверное уже заметили, тут есть на что полюбоваться, поэтому остановиться посозерцать окружающие вас диковинные красоты хочется буквально за каждым новым поворотом.

Velotracking-Sochi-mavic-0588

41.

Velotracking-Sochi-canon-0365

42. Техника безопасности проезда по данному «скальнику» довольно проста — не снимать шлем и стараться ехать там, где с виду меньше всего камней, как правило прижимаясь к скале, т.к. большинство камней прилетающих с большой высоты падает ближе к воде. Но это не точно.

Velotracking-Sochi-iphone-7332

43. Изнутри.

Velotracking-Sochi-iphone-7331

44. Если говорить о проезде тут на чем-то отличном от велосипеда, то с этим большие проблемы — для авто путь закрыт, да и ввиду многочисленных обрушений и обвалов проехать будет просто невозможно. Но ещё 15 лет назад по этой дороге «носился» транспорт — закрыли её только в 2005 году.

Velotracking-Sochi-mavic-0636

45. Говорят, что ПАЗики, которые ходили по этому маршруту, оснащались натяжными металлическими сетками на крыше, дабы ловить, если что, падающие камни. Интересно, от какой максимальной величины камней они могли спасти…А другие очевидцы утверждают, что если сетки не было, то иногда камни запросто прилетали в открытый люк автобуса. 🙂

Velotracking-Sochi-mavic-0611

46. На стыке 90-х и 00-х по этой дороге Икарусами (это такой олдовый желтый советский автобус, мой юный друг-читатель) возили групповые экскурсии на Красную поляну из Адлера. Представляете, какое количество адреналина можно было хапнуть от одной такой поездки на полном автобусе вдоль обрыва? 🙂

Velotracking-Sochi-mavic-0625

47. А ведь ездили здесь и на грузовиках — Камазах, Уралах и т.д.! Хотел бы я посмотреть, как они разъезжались. При этом всем, изначально и чуть ли не до конца 20 века, тут даже не были установлены отбойники!

Velotracking-Sochi-mavic-0626

48. Но вообще, трасса весьма живописна и я бы с радостью прокатился на её реконструированной цифровой версии в каком-нибудь Need For Speed. 🙂

Velotracking-Sochi-mavic-0664

49. Ох и загонял я Алекса по этим горам ради фотографий. 😀 Можете чекнуть панорамку в хорошем разрешении тут — ссылка.

Velotracking-Sochi-mavic-0658

50. В очередной раз остановились полюбоваться красотами.

Velotracking-Sochi-canon-0374-2

51. Виды тут и вправду прекрасные.

Velotracking-Sochi-canon-0386

52. Осень.

Velotracking-Sochi-canon-0387

53.

Velotracking-Sochi-canon-0385

54. На переднем плане слева можно заметить некий вход. Но на самом деле — это выход, спасательный, для эвакуации из пролегающего параллельным курсом современного автомобильного тоннеля.

Velotracking-Sochi-mavic-0592

55. Самый протяженный участок с защитой от камнепада. Тут можно делать прикольные 180-градусные панорамы.

Velotracking-Sochi-iphone-7339

56. На фото с дрона он выглядит вот так. Вообще, любопытно, что сами арочные конструкции-тоннели были построены только в нулевых, до этого вообще никакой защиты проезжающих по дороге не было.

Velotracking-Sochi-mavic-0678

57. Многие сравнивают дорогу Адлер — Красная Поляна с дорогой на озеро Рица в Абхазии. Я ездил и по той и по другой и, конечно, это совсем разные вещи. Заброшенная дорога на Красную поляну действительно экстремальна и опасна, по сути находится в глубоко запущенном состоянии, тогда как на озеро Рицца ведет обычная горная и с хорошим асфальтовым покрытием дорога с двумя отдельными полосами.

Velotracking-Sochi-mavic-0677

58. Был период, когда из-за увеличения потока авто, связанного со строительством в Красной Поляне, на дороге ввели реверсивное движение. Ну, это когда сначала движется транспорт в одну сторону, а затем в другую. Очевидцы рассказывают о случаях, когда светофоры сбоило и сплошной поток начинал идти с обоих сторон. Представьте, какой адок тут царил в такие моменты! Ну, а на этом мой рассказ про дорогу «Пронеси, Господи» заканчивается. В последний раз любуемся величественными склонами ущелья Ахцу и двигаемся к следующей точке нашей программы — к водопаду «Пасть дракона».

Velotracking-Sochi-mavic-0606

59. К цивилизации мы выбрались в районе карьера. Кстати, верите нет, но наш гид рассказывал, как зимой съезжал по этому осыпающемуся склону на сноуборде. 🙂

Velotracking-Sochi-iphone-7343

Водопад «Пасть дракона»

60. На осмотре участка заброшенной дороги «Пронеси, Господи!» наша экскурсия не закончилась, хотя солнце уже клонилось к закату. Нам ещё нужно было добраться до водопада под названием «Пасть дракона». Но дальше проще — снова шоссе и строго под горку. Перед спуском в «Глубокий Яр» останавливаемся у смотровой площадки с видами на долину реки Мзымта — мило!

Velotracking-Sochi-canon-0390

61. Спустившись в «Яр» мы оставили велосипеды и уже пешком отправились к самому водопаду.

Velotracking-Sochi-canon-0391

62. Водопад находится в нац. парке, вход в него стоит 100 рублей с человека, а сама дорога не занимает много времени — не более 20 минут в одну сторону.

Velotracking-Sochi-iphone-7367

63. Про сам водопад, где он находится и каков маршрут к нему, в этой статье я рассказывать не буду, лучше прочитайте отдельную статью про него по этой ссылке.

Velotracking-Sochi-iphone-7394

64. Прикольно, что за водопад можно зайти и получить довольно интересную перспективу на ниспадающие струи и открывающийся над всем этим провал, заросший деревьями и кустарниками.

Velotracking-Sochi-iphone-7375

65. Из многих виденных мной водопадов Сочи, Пасть дракона я бы выделил в числе самых красивых. Хорошо, что его можно посмотреть в рамках этой экскурсии, так как специально я бы сюда вряд ли поехал.

Velotracking-Sochi-iphone-7385

В принципе, друзья, на этом все. 🙂 К сожалению из-за позднего приезда и траты большого количества времени на съемки заброшенной дороги с дрона, мы не успели посетить развалины крепости и монастыря, хотя от водопада они находятся недалеко. Так что в моем обзоре их не будет, но впечатлений от увиденного нам хватило и без того. Уставшие, но бесконечно довольные увиденным, мы прыгнули в машину Александра — он любезно предложил подвезти нас обратно на Красную поляну, ну а оттуда уже самостоятельно отправились автобусом обратно в Адлер.

Экскурсия по дороге «Господи, пронеси!» — отзыв и оценка Travel or Die

Знаете, в каждом путешествии хочется найти какую-то изюминку. Ведь когда путешествуешь много, да ещё и делаешь это как я, т.е. зачастую катаешься по достопримечательностям не потому, что хочется, а только для того, чтобы потом написать про них интересные посты, взгляд изрядно замыливается и многие достойные, в общем-то, места, становятся для тебя какими-то…обычными. Похожими на десяток других мест подобного плана, что ты уже видел до этого. Вот и будучи в Сочи, побывав за 3 недели где только можно, я все думал, когда же мне попадется что-то по-настоящему удивительное, экстраординарное, то, о чем раньше я и не знал даже. И буквально за 5 дней до отлёта я наткнулся наконец на этот «изюм» в виде этой нереальной скальной дороги.

Оценка самой дороге: 9/10. Старая дорога на Красную Поляну из Адлера это по-настоящему уникальная локация, да ещё и относительно незаезженная — сейчас туристы здесь довольно редкие гости. Советовать всем и каждому я это место не буду, свою аудиторию оно найдет и без того, для этого достаточно просто посмотреть фото. Одних они отпугнут, а других буквально загипнотезируют, как это было со мной, и посеят в мозгу идею однажды обязательно здесь оказаться! 🙂

Оценка экскурсии: 9,5/10. Экскурсия без шуток топовая в принципе и одна из лучших, что я посещал в Сочи. Прекрасный гид — Александр, шикарный и очень проработанный маршрут. По сути экскурсия подойдет для людей самого широкого диапазона возрастов и физической подготовки, так как участков, где нужно выкладываться физически, особо и нет. Но при этом смотрите на вещи реально, по своему прогулка все же весьма экстремальна.

Дорога «Господи, пронеси!» на видео с квадрокоптера

Я также снял небольшое видео на свой дрон, в котором главную роль выполняет наш гид. Можете посмотреть, чтобы получить ещё более наглядное представление об этой дороге! Ну и не забывайте подписываться, всегда рад новым людям.

Старая дорога на Красную Поляну на фото

Ещё больше фотографий заброшенной дороги Адлер — Красная Поляна вы можете найти в фото-альбомах.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

А тут вы найдете уникальные фотографии с квадрокоптера.

travel-or-die.ru

travel-or-die.ru

Опасная красота

Друзья пригласили меня на Красную поляну, и отказаться от такого предложения было никак нельзя. В те времена попасть в эти места было не так-то просто, особенно если вы не являлись счастливым обладателем авто, а автомобили имелись далеко не у всех.  Отсутствие рюкзака и палатки совсем не смущало – ведь одни сутки вполне можно обойтись и без них. А вместо спальника был взят полушубок из искусственного меха. Ранним утром наша компания из семи человек на трёх машинах выехала в сторону Красной поляны. Предстояло преодолеть дорогу в 70 км, заключительный участок которой переходил в старое краснополянское шоссе, и вился  узкой змейкой по самому краю глубокого ущелья.

Старое Краснополянское шоссе

Старая дорога на Красную поляну была двусторонней несмотря на скромную ширину проезжей части

Если посмотреть вниз, то ущелье кажется огромной пропастью, а если вверх, то нависающие прямо над головой глыбы известняка грозящие обрушиться в любой момент, способны без труда навести страх на любого, даже виды видавшего путешественника. Один особенно узкий и опасный участок в народе прозвали “Пронеси меня господи”. Некоторые особо впечатлительные пассажиры предпочитали  проезжать это место  с закрытыми глазами. И неудивительно – редко какой месяц обходился без происшествий на этой дороге.

Старое краснополянское шоссе

2001 год На Старой краснополянской дороге ещё нет защитных козырьков от камней – они появились позже

Изменения в Политике конфиденциальности

Вступили в силу изменения в Политике конфиденциальности. Нажимая на кнопку «Я согласен» или продолжая пользоваться сервисом, Вы подтверждаете принятие этих изменений.

Что посмотреть

Дорога живописна, тут просто приятно гулять, смотреть на бурную Мзымту и восхищаться высотой скал. Это отличная локация для съемок постапокалиптических фильмов: заброшенные тоннели темным зевом завлекают внутрь, сквозь ребра полутоннеля красиво падают лучи солнца, где-то внизу бурлит река, шелестят в листве ящерки, тихо осыпаются камни.

Старая краснополянская дорога“Оставь надежду всяк сюда входящий” — такая табличка висит у входа в этот тоннель.Старая краснополянская дорогаВ ущелье бурлит река Мзымта.

В одном из тоннелей, на самом узком его участке, вы увидите икону Богоматери, а чуть дальше выступает из скалы белый монумент в честь бойцов Красной армии.

Примерно посередине дороги находится первый из ребристых полутоннелей — тех самых, что чаще всего фотографируют. Там же есть хорошая смотровая площадка. Примерные координаты: 43.605288, 40.038397.

Еще с этой дороги можно полюбоваться на новенький вантовый мост.

Старая краснополянская дорогаОстатки тоннелей.Старая краснополянская дорогаСмотровая на ущелье.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

Парк имени 30-летия Победы Malvina Kush

Парк развлечений. Были там вечером. Сентябрь, поэтому народу мало. Летом тут явно ажиотаж. Я не…

Музей Автомотовелофоторадио Вика Хищенко

Это место великолепно! Первое, чтобы я порекомендовала посетить, так этот ретро музей. Там вы…

Парк Влюбленных Basilei Petrol

Понравилась статья влюбленных, и мини водопад. Рядом есть станция метро, очень удобно. Есть…

Парк 500-ти летия Чебоксар: Амазония Анна Александрова

Парк очень красивый и большой. Но вот если вы хотите покатать детей на аттракционах, лучше езжайте…

Градусник Александр Таровитов

Такая себе достопримечательность, скорее это ориентир для встреч. Но поскольку я харьковчанин не…

Как добраться

На автобусе

ост. «Кепша», № 105, 105с, 135.

На автомобиле

Перед въездом в кепшинский тоннель припарковать машину. Старая дорога начинается вдоль реки Мзымта.

Почему участок в народе назвали «Пронеси Господи»?

Во время прокладывания дороги не было технологии строительства длинных тоннелей, дорогу срезали на отвесной скале. Это сделало участок дороги в ущелье Ахцу опасным из-за частого падения камней. До 2005 года по узкой дороге автобусы ездили с защитой на крыше, чтобы случайные камни падающие с высоты не пробивали крушу. Еще дорога была очень узкой, что не позволяло разъехаться встречным автомобилям. Из-за этого опасный участок старой краснополянской дороги протяженностью 3 километра в народе назвали «Пронеси Господи»

Краснополянское шоссе ценой человеческих жизней

Прокладка Краснополянского шоссе была поручена талантливому специалисту, горному инженеру – Василию Константиновичу Константинову после того как специальная комиссия из врачей и учёных признала эту местность уникальной с точки зрения оздоровления и отдыха в следствии благоприятного климата. Строительство велось в тяжелейших условиях ручного труда, где главными инструментами были кирка, лом и динамит. К веревке привязывали человека и опускали в ущелье. Его задача состояла в том чтобы продолбить  щель, заложить динамит и успеть откачнуться на веревке как можно дальше и зацепиться за скалу. Если это удавалось – он оставался жив. При строительстве Краснополянского шоссе погибло очень много людей, но не смотря на жесточайшие условия – эта дорога была построена за два года с 1897 по 1899 г

Старая дорога на Красную поляну Старая дорога на Красную поляну

Водопад Девичьи Слёзы на старой дороге на Красную поляну

Старое краснополянское шоссе ровно настолько же красиво, сколь и опасно. Но если настроиться на положительную волну, можно вполне себе любоваться головокружительной высотой гор и крутостью ущелья. Впереди показался водопад “Девичьи слёзы”. Он как буд-то состоял из миллионов мелких капелек, которые падали и разбиваясь о камни, рассыпались на ещё более мелкие частицы.

Вокруг него столпилось неожиданно много людей, и мы не став особо задерживаться проехали дальше. Как стало позже известно из новостей, как раз в тот момент у этого водопада произошёл несчастный случай. Известный актёр Андрей Ростоцкий сорвался со скалы во время съёмок какого-то фильма.

водопад Девичьи слёзы Красная поляна

Полезная информация

  • Гуляйте с осторожностью и прислушивайтесь к шороху камней. За скалами давно никто не следит, поэтому случаются камнепады. В идеале иметь шлем (но у кого он есть!).
  • Детей с собой лучше не брать.

Старая краснополянская дорогаГулять по дороге опасно! Только под защитой тоннелей чувствуешь себя в полной безопасности.Старая краснополянская дорогаВот так раньше выглядели тоннели.

Карта

GPS координаты:43.611888, 40.048739

Проводят ли туда экскурсии

Сейчас старая трасса на Красную Поляну — это закрытый участок горного пути. Проезд по нему воспрещен. Туристам показывают его во время поездки на экскурсии. Состояние дорожного пути свидетельствует о том, что оно давно не эксплуатируется. По пути встречаются обвалы, следы камнепадов, сломанные дорожные ограничители. В большинстве мест шоссе заросло кустами и травой.

История строительства

На старую трассу нельзя заехать на автомобиле, но встречаются туристы, которые приезжают сюда на велосипедах, скутерах или организуют пешие прогулки. Чтобы попасть на этот участок нужно направиться со стороны Красной Поляны. Перед въездом в Кепшенский тоннель надо свернуть налево с основной трассы. Если ехать со стороны Адлера, то поворачивать следует направо.

На коне в травмпункт

Может именно этот день был по какой-то неведомой причине опасный и неблагоприятный, а может просто совпадение – но так или иначе понемногу досталось всем. Тем временем скальник закончился и мы, миновав саму Красную поляну, углубились в лес по грунтовой дороге. По пути набрали минеральной воды из источника и ехали до тех пор, пока машины могли преодолевать бревенчатые мостики и метр за метром пробираться по ухабистой дороге. В итоге мы забрались довольно далеко, и было видно что люди редко посещают эти места. Лес окружал плотной стеной, рядом шумела Мзымта, а поляну которую мы выбрали для отдыха покрывал молодой ярко-зеленый папоротник.

Подустав с дороги, решено было слегка перекусить. Разложенные по-быстрому бутерброды и овощи уже просились  быть съеденными, осталось только открыть одну консерву  и приступить к трапезе, как парень взявшийся за это нелёгкое дело – откупоривание банки с помощью обычного ножа, довольно сильно поранил руку. Как ни странно в автомобильных аптечках ничего подходящего для перевязки не оказалось. Что было делать – только искать дополнительной помощи! И она не замедлила явиться, хотя конечно это  были не доктора скорой и не МЧС. Это оказались конные прогулки. Взяв на абордаж раненого, а также и его друга в качестве сопровождающего, вся процессия двинулась обратно в поляну пообещав доставить в медпункт.

Как добраться

До скального участка старой краснополянской дороги очень легко добраться на своем авто. Если ехать из Красной Поляны, нужно съехать с нового шоссе и прямо перед кепшинским тоннелем сверните налево на парковку пожарников Минтранса. Мы оставили машину там. Координаты парковки: 43.613911, 40.048822.

Если же едете со стороны Адлера, тоже оставьте машину перед тоннелем. Справа там есть небольшой участок на 4 машины. Примерные координаты: 43.598201, 40.023799.

Узнайте всё самое важное про дорогу в Красную Поляну из Сочи и Адлера.

На сам скальный участок дороги на машине заехать невозможно — с обеих сторон он перегорожен шлагбаумом.

Автобусы тоже ходят — № 105, 105с, 135 до остановки “Кепша”, но после того как пройдете весь участок, придется возвращаться на остановку.

Если нет своего авто и не хочется ехать на автобусе, возьмите экскурсию:

Ночные незваные гости

Друзья вернулись ближе к вечеру. Мы ждали их уже с готовым ароматными шашлыком, который отлично компенсировал недополученный полдник. Постепенно стемнело, лес погрузился во мрак, став таинственней и загадочней. Где-то за деревьями ходили медведи, водившееся здесь в большом количестве, и наверное облизывались нашим шашлыком. Но не выходили и не нападали, видимо знали – нельзя Головешки весело трещали в костре, даря приятное тепло, освещая всю нашу компанию и небольшое пространство вокруг. Как вдруг от чернеющих вдали деревьев отделились какие-то тени и направились прямо к нам! Через пару секунд стало видно что приближающиеся фигуры были одеты в камуфляж а руки привычно придерживали самые настоящие автоматы! Реакция меня в критических ситуациях никогда не подводила, и я мгновенно занырнув под свой полушубок, притворилась спящей. Военный отряд взял в кольцо всю нашу маленькую компанию с костром в центре, от чего последний даже как-будто сжался и стал гореть тише на всякий случай. Расспросив кто мы такие, что здесь делаем и убедившись что не являемся нарушителями государственной границы или засланными шпионами, отряд отправился дальше в ночную тьму, стрельнув напоследок сигаретку. Надо отметить что двигались они абсолютно бесшумно и к тому же без фонарей. Вот так оказывается идёт пограничная служба!

Бессонница

Можно было спать спокойно, тем более что и время наступило для этого самое подходящее. Луна одолела уже половину неба, шёл наверное третий час ночи, как вдруг мелкие ветки захрустели под шинами автомобиля и звук глухого удара нарушил безмятежную тишину. Наши друзья подскочили так, как буд-то их ужалил скорпион и рванули к своим машинам. Оказалась одна из них снялась с ручника и причинила материальный ущерб другой, а также и моральный – но уже их хозяевам. В темноте серьезность повреждений различить было трудно, и особенно обидно то, что одна из машин была совершенно новая и только купленная. В расстроенных чувствах полусонные друзья присели на бревно у костра, который  к тому времени почти потух и не давал света. Но “бревно” неожиданно пришло в движение и недовольно заворчало… Многострадальные  друзья подпрыгнули от неожиданности и кинулись врассыпную, но на ходу поняли что случайно перепутали и сели на своего товарища, словившего сон в таком не совсем подходящем месте! Вся эта шумиха перебудила всех остальных и уснуть больше в эту ночь так и не удалось.

Советы и рекомендации опытных туристов и путешественников

Для тех туристов, кто отдыхает в Сочи и очень хочет посмотреть своими глазами остатки одной из самых опасных дорог, рекомендуется следовать советам опытных путешественников.

На старую трасу можно попасть через технологический тоннель. Он идет от новой дороги Адлер-Красная Поляна. На старую автотрассу есть два входа, но один из них остался недоделанным. У местных жителей есть предположение, что это было сделано намеренно. Военная воздушная разведка, обнаружив два входа, не сможет определить, какой из них настоящий.

Сейчас проехать по отрезку старого пути можно только на внедорожнике. При этом он должен иметь минимальный вес и быть скоростным. С дороги открывается великолепный вид на каскад Ахцу. Это горная цепь порогов, которые пробивает себе река Мзымта. Этот переход относится к препятствию высшей шестой степени сложности.

Каскад Ахцу

Каскад Ахцу относится к туристической достопримечательности. Над каскадом находится самый старый тоннель в Сочи. Он рассчитан только на одностороннее движение. Сразу за тоннелем есть площадка, с которой открывается великолепный вид. Здесь нет искусственных ограждений, поэтому фото получаются отличными.

Приехав на экскурсию по старому участку дороги, обязательно нужно посмотреть остаток опор ЛЭП. Это сложнейшее технологическое решение приводит в восторг. Опора закреплена на скале и как будто парит в воздухе. Сейчас все линии проходят над хребтами, а старые ЛЭП демонтированы. Путешественники могут полюбоваться лишь остатками. Соединение с основной трассой Адлер-Красная Поляна завалено, поскольку в этом месте прошел мощный камнепад.

Несмотря на то, что сейчас до Красной Поляны проложена качественная автострада, старую дорогу важно сохранить, как достопримечательность. Кроме того, ее можно использовать как смотровую площадку, поскольку с нее открывается великолепная панорама на горные вершины и реку Мзымта с каскадом Ахцу.

* Цены актуальны на октябрь 2018 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...